Выставочный проект «Город солнца»

18 апреля 2019 года в Астраханской картинной галерее открывается выставка «Город Солнца» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Фото
пресс-служба ГМВЦ «РОСИЗО»

Название выставки связано с политической утопией начала XVII века, где Томмазо Кампанелла «создал» идеальный общественный строй, в котором нет места принуждению: все равны, объединены общей целью и работают ради достижения общего блага. Советское искусство 1930–50-х годов при всех внешних признаках реализма было столь же утопично. Многие из экспонируемых работ представлялись на легендарной выставке «Индустрия социализма» в 1939 году в Москве.

Определение «социалистического реализма», первоначально относившееся к литературе и распространенное на все направления художественной жизни, было озвучено на I съезде Союза писателей СССР в 1934 году, как метода, требующего от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии и направляющего мастеров искусства на создание произведений, воспитывающих зрителя в духе идей социализма.

В художественной форме авторы основывались на традициях русского реализма ХIX века. Соцреализм отвечал и потребности большой части зрителей. Превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу требовало напряжения и самоотречения. Человек находил поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Социалистический реализм был отражением эпохи, проникнутой пафосом строительства нового общества — Города Солнца.

Основные темы 36 живописных произведений раскрывают события и идеи, которыми жила страна. Масштабные стройки, индустриализация, трудовой подвиг воспеваются, например, в работах Семена Павлова «Горячий прокатный цех гвоздильного завода», Вильгельма Лукина «Уголь Кузбасса», Кузьмы Николаева «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске»; теме коллективизации посвящена картина Меджида Хошмухамедова «Сбор хлопка»; новый быт и полезный досуг новых людей изображен на полотнах Виктора Мидлера «Хоккей на катке ЦДКА», Елены Мельниковой «Экскурсия на заводе «Шарикоподшипник», Ивана Петровского «Выходной день на Неве». Галерея портретов воссоздает образ нового героя — человека труда, физически и морально устремленного в светлое будущее.

Ведущими являются также тема армии, как в произведениях Виктора Люшина «Пограничники Батуми» или Екатерины Зерновой «Наступление танков»: тема пропаганды и политического воспитания и неразрывно связанная с этим руководящая и направляющая роль коммунистической партии наиболее отчетливо звучат в работах Виктора Мидлера «Политзанятия на линкоре», Виктора Люшина «Самолет «Крокодил» готовится к полету», Дмитрия Налбандяна «Встреча руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции».
Экспозиция дополнена агитационной графикой — 13 плакатами. Яркие и понятные, плакаты с легкостью доносили социальные и политические установки партии, изображали картины идеального общества и в то же время подверглось жесткой регламентации со стороны власти. С 1920-х годов в СССР политический плакат стал проводником идей классовой борьбы, коллективизации, индустриализации. В годы войны плакат помогал решать задачи обеспечения армии вооружением и необходимости устоять перед ударами противника.

Идея создания нового общества и нового человека художественно воплотилась в скульптурных портретах Николая Томского, Сарры Лебедевой, в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», ставшей символом времени, а также в произведениях декоративно-прикладного искусства — советском фарфоре.

Произведения, экспонируемые на выставке, являются ярким документом эпохи, отражающим важный период отечественной истории с его пафосом созидания и энтузиазмом, достижениями и заблуждениями.