Александр Осауленко: как могут работать ФПО туроператоров и как их контролируют

О том, что деньги из фондов туроператоров при «Турпомощи» должны работать, а не лежать мертвым грузом, говорилось давно, и уже полгода как их начали «оживлять»: заработал механизм, который позволяет туроператорам получать с этих денег доход. Как это происходит, куда могут быть направлены эти доходы и каким образом «Турпомощь» контролирует соответствие фондов реальным турпотокам ТО — рассказал директор «Турпомощи» Александр Осауленко на встрече с туроператорами-членами Уральской ассоциации туризма, в Екатеринбурге.

В сентябре прошлого года вступили в силу поправки в отраслевой закон, позволяющие размещать средства членов ассоциации «Турпомощь» на банковских депозитах. С октября 2018 года их разместили на счетах «ВТБ» и «Московского коммерческого банка» по достаточно выгодным ставкам: для фондов персональной ответственности она составляет 7,3%, а для резервного фонда — 6,5%.

Тогда же, в сентябре, изменились требования к отчетности, теперь ее туроператоры сдают поквартально. Этот механизм тоже уже работает. И до 15 апреля туроператорам необходимо будет подать информацию о количестве отправленных туристов за 1 квартал 2019 года. Те, у кого данные за квартал более чем на 25% превысят показатели прошлого года, должны будут доплатить взносы в ФПО.

Об итогах прошедшего полугодия и взглядах на возможности новых инструментов со стороны «Турпомощи» и РСТ, рассказал Александр Осауленко, представляя на встрече сразу оба объединения.

Александр Осауленко, директор ассоциации «Турпомощь», вице-президент РСТ:

«Мы 2,5 года боролись за то, чтобы деньги, размещенные в фондах при Ассоциации перестали лежать мертвым грузом, а компании могли, управляя средствами, получать доход. С банками удалось договориться на очень хорошие условия по процентной ставке: по сути, практически на уровне ставки рефинансирования. Кроме того, впервые в своей практике банки внедрили механизм взаимодействия, позволяющий снять средства по первому требованию без потери процентов.

Сейчас появилось движение: размещенные на депозитах деньги работают, приносят дополнительные проценты. И их, в том числе можно будет направить на то, чтобы объем ФПО быстрее достиг плановой величины — 7% от оборота. Но это скорее будет актуально туроператорам на завершающем этапе пополнения фондов, за счет одних процентов, на данный момент, это сделать не удастся.

С учётом того, что сегодня страховые компании все менее охотно берутся страховать туроператоров, сформированные фонды позволят компаниям уверенно чувствовать себя на рынке. Кстати, на сегодняшний день у нас уже есть три туроператора, чьи ФПО достигли 7% и, соответственно, им больше не требуется оформление фингарантий. В перспективе оформление фингарантий, скорее всего, останется только для двух категорий туроператоров — для новичков и самых крупных участников рынка.

Обращаю также внимание на то, что теперь у нас есть механизм контроля за тем, чтобы средства в фондах действительно соответствовали реальным оборотам туроператоров. Теперь информация об общей цене турпродукта должна подаваться ежеквартально, и ситуация, когда компании перерегистрировали юрлица и показывали оборот только за несколько недель предыдущего года — будет быстро выявлена.

До 15 апреля туроператоры должны не только заплатить не менее 0,25% от цены турпродукта в ФПО, но и показать объемы своих продаж за первый квартал 2019 года. Если показатель значительно превысит заявленный за предыдущий год, именно он будет учитываться для расчета отчислений, и компании будет необходимо довнести в фонд сумму, чтобы на счете ФПО был 1%.

Это должно обезопасить нас от ситуации, как с «Натали турс», когда заявленный турпоток не соответствовал реальным, и соответственно не покрывался ни страховыми суммами, ни ФПО.

Вторым шагом по оживлению денег в фондах туроператоров станет возможность задействовать их в развитии турбизнеса. Это позиция дирекции «Турпомощи» и РСТ. Управляя своими средствами из ФПО, туроператоры получают доход, и мы хотим, чтобы он возвращался к туроператорам, поскольку нет необходимости копить деньги на депозитных счетах до бесконечности. Ассоциация намерена предложить варианты, которые позволят направить средства на собственные проекты операторов в туристической сфере. Например, обновить автобусный парк или построить мини-отель. В банке стартовый капитал для этого получить тяжело.

Кроме того, можно изменить подход и к расходованию резервного фонда «Турпомощи» или фондов туроператоров: например, не вывозить в срочном порядке туристов обанкротившегося туроператора, а обеспечить им продолжение отдыха, чтобы он закончился в плановые даты. Возможно, для имиджа отрасли это будет некий антикризисный маркетинг, который позволит избежать скандалов: туристы будут отдыхать, а не записывать гневные видеообращения президенту. Всё-таки такие негативные события отражаются на всей отрасли».