Аргентинское танго под готическими сводами

И. Ильф, Е. Петров  «Золотой телёнок»   Глава 20 «Командор танцует танго».
У великого комбинатора, чьей розовой мечтой было, как известно, Рио-де-Жанейро, была «в подкорке», похоже, и Аргентина. Сын «турецкоподданного»и Киса Воробьянинов, помнится, ходили спектакли театра имени Колумба. Колумб по-испански — Колон. А театр «Колон» — краса и гордость столицы Аргентины.
А только ли футбол?
Что приходит в голову при её упоминании нам, людям начала XXI века? Конечно, футбол — Марио Кемпес, Клаудио Каниджа, Хорхе Бурручага и, натурально сам Диего Армандо Марадона! Серебро (перевод названия страны) и золото (солнца на её государственном флаге). Очень вкусная говядина — особенно в нынешнюю эпоху разгула гастрономического туризма. И, разумеется, — и нам, и Остапу — танго!
Правда, танго времён Бендера заметно отличалась от сегодняшнего. В ту пору танго считалось чисто мужским танцем: каждый представитель сильного пола старался представить себя в выгодном свете перед другими его представителями — именно этим и занимался великий комбинатор!
Но какое великое дело в этом мире обходится без женщины? Танго — название происходит от одного из западноафриканских языков, в котором оно обозначает танец под звуки барабана — не стало исключением. Сегодня мир знает множество видов танго — одним из самых известных является финское танго (ну как тут не вспомнить «горячих финских парней»?). Но самым знаменитым и во всех смыслах оригинальным считается танго именно аргентинское.


 

Страстное чувство — и немного ностальгии. Именно так определил суть танго посол Аргентины в России Рикардо Эрнесто Лагорио (фамилия в истории русской культуры, между прочим, тоже не последняя!). Ностальгии — по чему? Наверное, в первую очередь — по оставленным за бортом кораблей родным странам тысяч и тысяч людей, уплывавших в поисках земли, воли и лучшей доли именно на берега Ла-Платы. И лучших ветров: «добрый ветер» по-испански — Буэнос-Айрес. Несть им числа: итальянцы, испанцы, португальцы, французы, поляки, русские, украинцы…
Жилось им на этих «добрых ветрах»  поначалу совсем не по-доброму. Дома было не до веселья, и люди шли за стаканчиком дешёвого вина в очень по-разному называвшиеся забегаловки, где перемешивались хабанера, милонга, краковяк, вальс, фламенко… Из всей этой невероятной, жгучей, пряной и пьянящей смеси и родилось то, что мы называем сегодня танго.
 Вдобавок женщин не хватало: одна дама могла выбирать из десятка кавалеров,а те, разумеется, старались не уступить друг другу в «мачистости» (отсюда и пошёл первоначальный, чисто мужской характер нового танца).
Fusion в Оперном доме
История танго в звуках прозвучала под сводами царицынского Оперного дома на  концерте из цикла «Посольские вечера», посвящённом Аргентине. Концерте, состоявшемся в 243-ю годовщину первого визита Екатерины II в пустошь Чёрная Грязь, вскоре заботливо переименованном в Царицыно. Концерте, в стилистике которого отчётливо различим столь модный сегодня fusion — сочетания несочетаемого.
Кто скажет, что общего между холодноватыми, правильными и строгими линиями готической архитектуры, воспоминаниями о которой предавался в в бывшей пустоши Баженов, и насквозь чувственный латиноамериканский танец? Настолько чувственный, что иные власть имущие — как, скажем, недоброй памяти министр народного просвещения при Николае II граф Кассо — ставили его под строжайший запрет!
Двадцатиминутная история танго в звуках, точнее, в четырёх, имеющих собственные названия, частях, напоминавших о классической симфонии. Первая часть  — «Бордель»(! — верной дорогой шёл граф Луи Аристид Кассо!). Вторая — «Ночной клуб». Третья — «Кафе». Четвёртая — «Танго сегодня». Написал эту «симфонию» Астор Пьяццола (1921 — 1992), великий аргентинский композитор, сделавший, как это свойственно многим великим художникам, невозможное возможным.

Любому обожателю классической музыки XIX показались бы сущей небывальщиной и полной дикостью звуки танго, исторгаемые смычком… ну, скажем, великого скрипача Анри Вьётана. А вот меломаны века XX ничуть не удивились танго, которые исполнял не менее великий Мстислав Ростропович. И привёл танго на все возможные музыкальные олимпы всех континентов именно Астор Пьяццола.
А сам Пьяццола, обарзно говоря, стоял на плечах других своих ярких и колоритных предшественников, первым из которых был, конечно, Карлос Гардель (1887 или 1890 — 1935). Прозвучавшую во многих фильмах мелодию Гарделя, условно называемую Por una cabeza  («Потерявший голову»), знает буквально каждый — к сожалению, без имени автора.
 


 

Гардель трагически и нелепо погиб в авиакатастрофе — направляясь на очередные гастроли по Латинской Америке. И уже не узнал о том, что именно день его рождения — 11 декабря — стал отмечаться повсюду как Всемирный день танго. На смену Гарделю пришли другие кудесники — Альберто Хинастера, Карлос Гуаставино, тот же Пьяццола…
Кто поедет в Мирамар?
Но царицынские посольские фиесты, организуемые музеем-заповдеником совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей — не только услаждение-ублажение ушей меломанов, но и приглашение для тех, кто захочет послушать звуки танго на их родине. Несмотря на то, что практически во все страны Южной Америки гражданин России может попасть без визы, Аргентина (хочется верить — пока!) среди топовых направлений не значится. Не в последнюю очередь из-за того, что прямых авиарейсов между Москвой и Буэнос-Айресом давно не существует…
Хотим мы того или нет, но среди всех видов отдыха наши соотечественники выбирают прежде всего пляжный (или матрасинг — как угодно). Желательно — в сезон длинных ночей и сиротских зимних дней в Отечестве. Но кто слыхивал названия арегнтинских курортов, где можно и в океане поплавать, и звуками танго на берегу насладиться… Марь-дель-Плата, Карило, Некочея, Мирамар — сами имена, как звуки музыки плюс десятки километров песчаных пляжей…
 


 

А пока остаётся внимать звукам танго под готическими сводами в исполнении аккордеонистки Марии Власовой, кларнетиста Евгения Варавко и скрипача Дмитрия Германа. Не знаю, доводилось ли им бывать в Аргентине, но эффект присутствия был полным…
Георгий Осипов