Booking предложили ограничить «по европейскому образцу»

Российский союз туриндустрии (РСТ) и Российская гостиничная ассоциация (РГА) подали совместное обращение главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву с просьбой привести деятельность сервиса бронирования Booking.com «в полное соответствие с российским законодательством».

«Деятельность Booking.com, как и других систем онлайн-бронирования гостиничных, транспортных, экскурсионных и прочих туристических услуг, должна быть приведена в полное соответствие с российским законодательством — антимонопольным, налоговым, о защите персональных данных и других», — говорится в совместном обращении РСТ и РГА, направленном в Федеральную антимонопольную службу.

По данным авторов документа, Booking.com занимает более 50% внутреннего рынка онлайн-бронирования отелей и более 75% на выездных направлениях. Эти данные не учитывают доли других сервисов, которые входят в PriceLine Group и используют ту же базу номеров, что и Booking: Agoda.com, PriceLine.com, HotelCombine.com, Kayak.com и RoomGuru.ru.

В конце марта ФАС начал проверку Booking.com на предмет соответствия российскому законодательству в сфере конкурентного права. Это стало реакцией на обращение бизнес-объединения «Опора России».

По мнению РСТ и РГА, которое базируется на информации от участников гостиничного рынка, деятельность Booking.com в России характеризуется рядом негативных факторов.

Во-первых, одно из обязательных условий начала работы с Booking.com — предоставление этому сервису «гарантию лучшей цены». То есть отель не вправе продавать свои услуги по ценам ниже, чем на Booking.com, на каких-либо других площадках — включая собственные сайты!

Во-вторых, Booking.com устанавливает для себя исключительно высокую комиссию — 15- 25% от стоимости каждой забронированной услуги.

В-третьих, за счет колоссальных маркетинговых бюджетов (ставки за один клик могут достигать 1300 рублей) Booking.com вытесняет других игроков из поисковой выдачи и прочих каналов продвижения. По данным мониторинговой системы SimilarWeb, на территории РФ ежемесячно на сайт Booking.com заходит до 37,9 млн пользователей.

В-четвертых, предложение Booking.com услуг размещения на базе объектов жилого фонда стимулируют недобросовестную конкуренцию по отношению к легально действующим гостиницам, поскольку в случае онлайн-бронирования большинство квартир и апартаментов функционирует в зоне теневого хозяйственного оборота.

При этом в РСТ не настаивают на блокировке сервис по «турецкому сценарию». Представители туротрасли предлагают, как мимнимум, запретить пункт о «паритете цен» при заключении договора между Booking и средствами размещения, как это сделано в европейских странах (Австрии, Бельгии, Италии, Франции, Чехии, Швеции и др.).

«В прошлом году у нас была встреча с представителями руководства Booking.com, на которой мы, в частности, ставили вопрос о необходимости отменить требование «гарантии лучшей цены». Ссылались на опыт законодательного решения этой задачи в ряде стран Евросоюза, но ответа так и не получили, — сказал RATA-news президент РСТ Сергей Шпилько.