Число гостиничных номеров в Москве по итогам 2017 года вырастет почти на 10%

 
Москва

весь номер от 30.10.2017
 

Эксперты отдела гостиничного бизнеса и туризма консалтинговой компании Cushman & Wakefield подвели предварительные итоги 2017 года на московском рынке Москвы. По их данным, количество гостей, фиксируемое городскими властями, продолжает расти – в 2016 году в столице было зарегистрировано 17,5 млн посетителей, а в 2017 году прогнозируется уже 17,9 млн. Рост подогревается увеличением внутреннего спроса – в 2016 году он вырос на 11,1%, в то время как количество зарубежных посетителей сокращается (16,5% за тот же период).


 


Статистика размещенных в московских отелях гостей во многом повторяет тенденции общего количества прибытий – прирост в 2016 году составил 8,5% и достиг 6,4 млн человек, при этом доля россиян выросла на 16%, а зарубежных гостей, наоборот, снизилась на 5% по сравнению с результатами 2015 года. Как ожидается, 2018 год покажет значительный всплеск спроса – на фоне запланированного на начало лета ЧМ-2018. Городские власти ожидают как минимум 700 тыс. болельщиков, однако участники рынка затрудняются сказать, станет ли такое увеличение «новой нормой» прибытий в 2019 году и далее.


 


 


Динамика посещений Москвы российскими и зарубежными гражданами



 


В конце 2016 года номерной фонд современного стандарта Москвы составил порядка 17,6 тыс. комнат, а к концу 2017 года увеличение предложения может составить дополнительные 1 тыс. 661 комнату (+9,4%), достигнув планки в 19,3 тыс. номеров. Реалистичные ожидания по новому номерному фонду различного ценового стандарта, который может быть выведен на рынок до конца 2020 года, составляют порядка 4 тыс. номеров, то есть возможное увеличение предложения составит 21%.


 


 


Динамика изменения гостиничного номерного фонда Москвы:


фактическая и прогнозируемая



 


Операционные результаты. Восстановление спроса на гостиничное размещение, совпавшее по времени с приростом номерного фонда в конце 2016-начале 2017 годов, не позволило гостиницам одновременно увеличивать и загрузку, и тарифы. Растущего спроса, при учете увеличения суммарного номерного фонда, оказалось достаточным для сохранения среднерыночной загрузки за первые восемь месяцев года на уровне того же периода 2016 года, то есть 70,9%. Однако вплоть до наступления лета ежемесячный показатель средней цены на номер в среднем оставался ниже, чем за тот же период 2016 года. Тенденцию удалось переломить лишь с наступлением летнего сезона. План-минимум для московского рынка в 2018 года – постараться достигнуть максимального эффекта от активного роста спроса в середине года, не растеряв при этом традиционных видов бизнеса и минимизировав ущерб для доходов гостиниц за счет возможного вытеснения традиционного спроса.


 


«Несмотря на отмеченное в 2016 году восстановление спроса, последний остается нестабильным и чувствительным к цене, – прокомментировала партнер компании Cushman & Wakefield Марина Усенко. – Слабое начало 2017 года осложнило работу московских гостиниц, однако операционные результаты летнего сезона и начала осени позволяют ожидать успешного выполнения гостиничными управляющими годовых бюджетов. Главной интригой сегодня является даже не следующий год, который пройдет под эгидой президентских выборов и ЧМ-2018, а то, на какие рубежи рынок выйдет в 2019 году».


 


 


Среднемесячный уровень ADR московских отелей, 2013, 2016, 2017 гг.



 


Инвестиционный рынок. На фоне сократившейся в 2014-2015 годах доходности гостиничного бизнеса, суммы закрытых в 2015-2016 годов сделок показали уверенность инвесторов в том, что текущий уровень EBITDA отелей остается временным явлением и объясняется, в основном, внешними экономическими причинами, однако повсеместно отмечаемое укрепление спроса на гостиничные услуги позволяет рассчитывать на поступательное восстановление нормального хода событий и роста прибылей гостиниц.


 


Именно поэтому гостиничные активы продолжают привлекать инвесторов, в том числе тех, которые раньше не интересовались гостиничными объектами в принципе, но на фоне увеличения рисков в традиционных, арендных сегментах недвижимости готовы вкладывать средства в гостиницы с их операционной моделью бизнеса. «Хотя 2017 год не стал прорывным годом для гостиничных продаж, гостиницы как класс выходят из разряда «экзотики» или «альтернативных инвестиций» и постепенно становятся мейнстримом, – заключила Марина Усенко. – Это позволяет ожидать новых сделок в гостиничном сегменте инвестиционного рынка уже в ближайшие год-два».


 
Москва
,
Гостиницы
,
Исследования