Что ждет турагентские сети после истории с «РоссТуром»

Как бы странно это не звучало, но многие туроператоры не считают ситуацию вокруг «РоссТура» «рабочей ситуацией». Однако дело это немного серьезнее. Оборотный бизнес в условиях сокращающегося рынка испытывает массу рисков, и «рабочая ситуация» вполне может обернуться нештатными проблемами для всего туристического рынка.

Profi.Travel поговорил с участниками турбизнеса, чтобы выяснить, как кризис вокруг одной из крупнейших турагентских сетей скажется на всей туристической отрасли, а также на бизнес-модели крупной сетевой розницы.

Туроператоры ужесточают платежную дисциплину, чтобы подстраховать собственный бизнес

Проблема задержек платежей достаточно распространенная в турбизнесе: дебиторка может копиться из сезона в сезон, и порой достигать размеров, которые угрожают бизнесу конкретных участников. Причем страдают от этих проблем те, кто как раз все деньги платит исправно — туристы и небольшие агентства, которые проводят оплату день в день.

Чем дольше тянется ситуация, тем более решительные действия требуются для ее разрешения. В этом смысле ужесточение политики туроператоров в отношении турагентов абсолютно логично, и всему рынку так или иначе придется к ним привыкать, считает вице-президент РСТ Юрия Барзыкин.

Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ):

«Модель отношений между туроператорами и турагентскими сетями находится в постоянном движении, и все участники должны адекватно реагировать на происходящие изменения и главное — исполнять обязательства».

Главная интрига — готовы ли туроператоры применить такие жесткие меры по отношению к другим крупным сетям, у которых есть аналогичные нарушения графика платежей.

По мнению основателя «Юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, несмотря на то, что в случае с «РоссТуром» речь идет конкретно об отношениях турагентской сети с туроператорами, подобные меры могут применяться и по отношению к другим участникам турагентского бизнеса. С другой стороны, столь жесткие меры могут быть еще и вынужденными: туроператоры меняют модель отношений с розницей, реагируя на свои собственные проблемы.

Виктор Тополкараев, генеральный директор туроператора «Интурист» — компании, которая одной из первых отключила «РоссТур» от систем бронирования — не видит необходимости пересматривать условия работы для других туроператоров.

Виктор Тополкараев, генеральный директор туроператора «Интурист»:

— В данный момент я не вижу для нас никакой критичной ситуации, чтобы пересматривать условия работы с другими партнерами. И этот случай стал таким заметным именно из-за того, что «РоссТур» — одна из крупнейших сетей. На самом деле, мы практически в ежедневном режиме временно ограничиваем своих партнеров до того момента, как они восстановят платежную дисциплину. Как бы это не звучало, это абсолютно рабочий момент.

У нас, как у любого туроператора, есть договор с партнерами, в котором четко прописываются условия оплаты туров. И мы не даем никаких преференций и сетям, ни собственной рознице. Условия одни для всех: 50% в течение 3 дней с момента подтверждения заявки, и доплата до 100% не менее, чем за 7 дней до заезда по безвизовым странам, и не менее 14 дней по визовым направлениям. И дальше, для каждого партнера, в зависимости от объемов заявок, есть определенные «красные линии», которые переходить нельзя. При нарушении сроков, мы приостанавливаем создание новых заявок.

Какие варианты работы выберут турагенты?

Турагентские сети не исчезнут как бизнес-модель, считает основатель и генеральный директор сети «Магазин Горящих Путевок» Сергей Агафонов. Системные изменения вряд ли возможны, поскольку говорить о какой-либо системе во взаимоотношениях ТО и ТА .

Сергей Агафонов, генеральный директор сети «Магазин горящих путевок»:

— Каждое крупное турагентское образование опирается на какие-то свои взаимоотношения и договоренности с конкретными туроператорами. И проблемы одной сети с поставщиками никак не затрагивают отношения с ТО других представителей розницы.

Ситуация с «РоссТуром» безусловно скажется на доверии ко всему туристическому рынку, и в том числе на доверии к бизнес-модели крупных сетевых образований. Однако, по мнению Сергея Агафонова, работа с под брендом крупной сети все равно более комфортна для турагента, чем ведение дел в одиночку.

«Конечно, вся эта история выльется в негатив по отношению к центрам бронирования, но эмоциональный накал со временем спадет, и начнется трезвое осмысление. — говорит глава «Магазина Горящих Путевок». — Турагенты все равно начнут рассматривать форматы работы. Не все готовы работать на прямых договорах с туроператорами, а работа под брендом дает больше с точки зрения лояльности, получения каких-то преференций, бухгалтерских консультаций, колл-центров — работа в сети предполагает целый комплекс услуг для партнеров.

Кроме того, вряд ли громкий случай приведет к глобальному перераспределению рынка между независимой розницей и собственными продажами ТО.

Виктор Тополкараев в разговоре с Profi.Travel также подтвердил, что не намерен пересматривать структуру продаж в компании: «Мы не планируем на этом фоне развивать собственную розницу. Это не типичный случай, и в целом мы полностью уверены в наших розничных партнерах. У нас нет никаких причин ни менять свою финансовую систему, или систему управления рисками».

Законодательное регулирование не рассматривается

Один из главных вопросов, который оставляет история с турагентской сетью — это реакция государственных органов и возможные изменения в туристическом законодательстве, которые обсуждались еще после внезапного ухода с рынка Polar Tour. Однако ждать серьезных изменений на этом направлении не следует. Туристический бизнес — стремительно меняющаяся сфера, успеть за которой законодательству не так просто. В законах отсутствуют такие понятия, как "турагентская сеть" или "консолидатор", а за три года, которые требуются на разработку закона, могут появиться новые термины.

Поэтому вмешаться во взаимоотношения между туроператорами и турагентами на законодательном уровне тоже не получится — придется договариваться самим.