Даже у развлекательных парков мирового уровня окупаемость начинается от 25 лет

 
Проекты

весь номер от 27.10.2017
 

За последние тридцать лет в России анонсировалось огромное количество проектов по строительству парков развлечений по образу «Диснейленда» и ему подобных. До реализации доведена лишь небольшая часть – до последнего времени дешевле и выгоднее на свободной земле было построить жилье или коммерческую недвижимость. Но сейчас ситуация меняется.


 


Особенно часто планы по созданию развлекательных парков возникали в 1990-х годах. Все эти проекты по тем или иным причинам развалились, не дойдя до реализации. «На данный момент более или менее успешно работают «Диво-остров» в Санкт-Петербурге и «Сочи Парк». Однако эти проекты скорее все-таки объект внутреннего туризма, а не масштабный мировой аттрактор, который мог бы стать серьезным поводом для увеличения турпотока в город или регион. Посещаемость, скажем, парка в Сочи – около миллиона посетителей в год. Среди локальных объектов туризма можно назвать также «Этномир» в Калужской области», – перечисляет Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова.


 


Среди временно замороженных проектов находится крытый развлекательный парк «Остров мечты» в Петербурге, который планировалось открыть еще в 2016 году. «Позже открытие перенесли на 2018 год, однако недавно инвесторы сообщили, что приступят к строительству не раньше 2019 года в связи с открытием в следующем году аналогичного парка в Москве»,– рассказывает Антон Банин, ведущий аналитик ГК «Доверие». Проект предполагает строительство нескольких десятков аттракционов для детей разного возраста по мотивам любимых мультфильмов студии DreamWorks, кинотеатра, кафе и гостиницы на территории 86 га.


 


Г-н Строганов говорит, что в мире больше всего известны парки Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония). «Посещаемость их достаточно стабильно растет и для топ-25 мировых парков может совокупно достигать более 430 млн человек в год»,– отмечает эксперт. В топ-25 обычно включают один парк в Германии, один в Голландии, один во Франции, семь во Флориде и три в Калифорнии, пять в Китае, два в Южной Корее и четыре в Японии, перечисляет Игорь Строганов. «По некоторым оценкам, выручка основных операторов таких парков на 2015 год составила около $18,3 млрд, при этом средняя выручка с клиента выросла до $92. Парки компании Disney показывают стабильно высокие результаты: на 2015 год их выручка составила около $11 млрд», – приводит данные эксперт.


 


При этом г-н Строганов отмечает, что развлекательные парки – не такой уж и простой объект для создания и извлечения прибыли: «Во-первых, окупаемость даже у крупных объектов с операторами мирового уровня начинается от 25 лет, как, скажем, планировалось для парка «Диснейленд» в Париже. А первые несколько лет они будут работать в убыток и поглощать значительные средства на развитие. Во-вторых, минимальная цифра посещаемости таких парков в год должна быть от 10 млн человек. В-третьих, необходимо постоянно вкладывать средства в развитие, продвижение и обновление объекта. Обязателен также и постоянный крупный объем турпотоков для региона, на который обычно и ориентируются такие парки в мире. Еще одна проблема – это сезонность. Если мы говорим про открытый парк, то это максимум полгода работы для Москвы и Петербурга, а закрытый парк – это совсем другой уровень инвестиций и работы. Отлаженные бизнес-процессы и продвижение бренда хотя бы на общероссийский уровень обязательны».


 


Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам», считает, что в среднем вложения в рекреационные центры, рассчитанные на полноценный семейный отдых, в России могут составлять от 1 до 5 млрд рублей: «Цена сильно зависит от региона, локации парка в черте города, насыщенности всевозможными технически сложными и дорогостоящими объектами вроде аквапарка», – сказал эксперт «Коммерсанту».


 


Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg, говорит, что открытый развлекательный или тематический парк может иметь площадь от нескольких до более 100 гектаров: «В крупномасштабных проектах вроде «Диснейленда» значительную часть территории обычно занимают совсем не парковые функции: парковка для посетителей, зона инфраструктуры и гостиницы, станции общественного транспорта и грузовые дворы. При этом способов монетизации парков также несколько – это и плата за посещение, и билеты в отдельные объекты и аттракционы, и продажа товаров, и оказание услуг на территории. Особенно востребовано общественное питание, доход могут приносить и расположенные в парке спортивные объекты – корты, катки».


 


По мнению эксперта, для тематического парка качество замысла может иметь большее значение для успеха, чем объем инвестиций. Парк недостаточно просто создать, его нужно правильно эксплуатировать, а еще лучше – развивать.