Иностранные чартеры в России: Как это будет работать и поможет ли вовремя вылетать туристам

  • 8 июня 2018 года
  • Росавиация поддержала идею ряда туроператорских компаний допустить иностранные авиакомпании до выполнения чартерных рейсов из России. В чем состоит суть предложения, и как это поможет увеличить российский турпоток?

    Туроператоры сделали три предложения

    В ходе заседания рабочей группы при Росавиации представители туроператорских компаний выступили с тремя предложениями по облегчению организации туристической перевозки в летний сезон.

    Во-первых, туроператоры попросили увеличить глубину разрешений, выдаваемых перевозчикам, на осуществление чартерных рейсов: не за месяц до начала полетной программы, как это делается сейчас, а на весь сезон.

    Во-вторых, участники рынка предложили разрешить изменение уже действующих полетных программ по ходу сезона. Другими словами, чтобы авиакомпания не только могла поменять время вылета по просьбе заказчика рейса, но и переставить борт с одного направления на другое. Сейчас после утверждения полетной программы можно только отменить рейс, а поставить новый — крайне сложно. По данным РОсавиации, только за период с 14 апреля по 15 мая было отменено порядка 230 рейсов.

    Третье предложение — разрешить в исключительных случаях иностранным авиакомпаниям выполнять чартерную перевозку российским туристам.

    Росавиации понравилось не все

    Первое предложение было отклонено: Росавиация посчитала, что регламент от 4 декабря 2017 года показал эффективность помесячного регулирования чартерных рейсов. Например, общее число задержек удалось сократить в три раза: с 200-300 в месяц до 60-100. А требование к резерву в размере 10% от парка также было признано верным решением с точки зрения комфорта туристов. Это подтверждено целым рядом случаев, когда перевозчику действительно приходилось присылать резервный борт, причем на дальнемагистральных направлениях.

    Что касается корректировки программ по ходу сезона, то если будет письменный запрос со стороны туроператора, Росавиация в виде исключения готова рассматривать изменение этих программ и не заносить эти переносы в отрицательную статистику по перевозчику. Все расходы по размещению туристов, питанию и трансферному обслуживанию при этом берет на себя туроператор.

    Как будет выглядеть процедура допуска иностранной компании к российским чартерам?

    «Выполнение иностранной авиакомпанией чартерных перевозок из России возможен только в том случае, если российские перевозчики полностью исчерпают свой ресурс по чартерам, у них не будет резервов, и при этом будут существенные нарушения пунктуальности. Допуски иностранных перевозчиков рассматриваются только по факту официального письменного отказа российской авиакомпанией от выполнения заявки туроператора в связи с отсутствием необходимого числа провозных емкостей», — сообщил Profi.Travel советник главы Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин.

    Он также подчеркнул, что это исключительная мера: работа иностранных перевозчиков регулируется межправительственным соглашением и квотами, и чартерные рейсы из России, согласно договоренностям, они выполнять не могут.

    На текущий момент все российские авиакомпании полностью обеспечивают запрос туроператоров. И даже начавшийся Чемпионат Мира не помешал полетным программам нормально стартовать 1 июня. Однако по ходу сезона может сложиться явный дефицит перевозки и начнется существенное сокращение чартерных программ.

    Кроме того, туристические перевозки в этом сезоне растут очень активно. Только в Турцию провозные емкости по сравнению с прошлым годом выросли минимум на 30%. С другой стороны, все чартерные авиакомпании существенно увеличивают свой парк: Nordwind Airlines, Pegas Fly, Azur Air, Royal Flight, I Fly, а также значительно увеличился объем туристической перевозки у АК «Россия». И если сертификация новых бортов будет идти планомерно в ходе сезона, то привлекать иностранные чартеры не придется.

    Тем не менее, проблемы с перевозками есть

    Согласно статистике Росавиации, в апреле и мае существенно увеличилось количество рейсов, задержанных на шесть и более часов. Всего таких рейсов более 30, и это тревожный сигнал. общее число чартеров тоже увеличилось: с 14 апреля по 15 мая было выполнено 2380 рейсов, а с 15 мая по 15 июня таких полетов будет больше 3000. И в случае внештатной ситуации пересадить туристов на иностранного перевозчика будет для туроператоров настоящим благом, потому что в противном случае они столкнутся с аннуляцией туров.

    Кроме того, ЧМ-2018 будет сопровождаться повышенной загрузкой на аэропорты. Уже сейчас известно о переносе чартеров и изменении слотов. В ряде аэропортов будет много рейсов со стоянкой. Кроме того, в этом году Минтранс разрешил каботажные перевозки: иностранная компания, которая завезла пассажиров в Россию, может совершать рейсы и внутри страны. Так что месяц ЧМ станет настоящим испытанием для российской авиационной отрасли. И если авиакомпаниям удастся без проблем отлетать этот период, то привлечение иностранных перевозчиков к чартерным рейсам в дальнейшем может не понадобиться вовсе.

    Ключевой датой станет 16 июня, когда намечено очередной заседание рабочей группы при Росавиации. Если к этому у перевозчиков накопится критический объем задержек, а также возникнет недостаток резервных бортов, регулятор может принять решение о сокращении полетных программ. И в этом случае привлечение иностранных перевозчиков будет очень актуальным.