Как партнёрам «РоссТура» вернуть деньги и ответить на претензии туристов

Руководитель юридической компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александр Байбородин рассказывает, как турагенты могут попытаться вернуть деньги от «РоссТур» и избежать подобных ситуаций в будущем.

Как турагенту вернуть деньги?

Александр Байбородин, руководитель юридической компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры»:

Вариант № 1: Обращение пострадавшего турагента в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности с «РоссТура». Суд, по всей видимости, будет в Екатеринбурге. В договорах с «РоссТуром», которые мы видели, указана договорная подсудность.

Отправить иск можно и почтой. Вполне возможно, что арбитражный суд рассмотрит требования и без личного присутствия представителей сторон.

Одновременно с подачей иска можно ходатайствовать об аресте денег на счету «РоссТура». Арбитражные суды неохотно арестовывают деньги, но шанс есть. Важно: до суда необходимо отправить претензию в адрес «РоссТур». Направляется по юридическому адресу заказным письмом с уведомлением о вручении.

В данном случае плюсы: наиболее простой и понятный вариант. То есть: подали иск, ждем денег, как только нам выплатят — вернем туристам.

Минусы: вероятность отсутствия денег на счетах «РоссТура» к моменту судебного решения.

Вариант № 2: обращение от имени туристов на основании доверенности в мировой или районный суд с иском на «РоссТур».

Во-первых, именно турист определяет ответчика. Во-вторых, «РоссТур» является принципалом, а значит в силу Постановления Пленума Верховного суда 2012 года компания является самостоятельным субъектом ответственности.

Важно: до обращения в суд также потребуется претензия от туристов, направленная заказным письмом на юридический адрес «РоссТура».

Здесь подавать иск можно по месту жительства туристов в их городе. Можно попробовать арестовать деньги на счету «Росстура». В отличие от арбитражных судов, районные суды арестовывают деньги более охотно.

Плюсы: шанс на арест денег на счету «РосстТура». Гарантия того, что турист не подаст в суд на агента.

Минусы: необходимость получения от туриста нотариальной доверенности ― здесь как правило нужны хорошие отношения с туристом. Вероятность отсутствия денег на счетах «РоссТура».

Вариант № 3: обращение туристов с иском к туроператорам, указанным в договоре с туристом.

На рынке обсуждается вариант обращения туриста с иском к туроператору, указанному в договоре с туристом. Основание: указание на туроператора, как исполнителя по договору с туристом и судебная практика, указывающая операторов ответственными за любые действия агентов.

Плюсы: теоретическая возможность получения реальных денег с оператора.

Минусы: назвать шансы такого решения ― затруднительно. Имеющаяся практика о взыскании денег с операторов по большей части основана на старой редакции закона о туризме. Новая редакция более четко предусматривает обязанность турагента по оплате туроператору туристского продукта.

Также практически нет положительной для туристов практики с участием в цепочке бронирования именно ЦБ.

Оператор при успешном для него исходе дела может потребовать от туриста возмещения судебных расходов — кроме того в решении может напрямую указано на право туриста на обращение в суд к агенту.

В случае «союза» турист + агент против ТО практически гарантированно отключение агента от системы бронирования оператора и запрет на сотрудничество в будущем.

Стоит отметить, что туроператоры, которых просят «войти в положение» и дать номера заявок для повторной оплаты, оказываются в группе риска, в то время как туроператоры, не раскрывающие данные по работе с «РоссТуром» — менее уязвимы — в судах они могут отрицать наличие заявок и какую либо связь с пострадавшими туристами.

Вариант № 4: обращение от имени туристов по доверенности к страховщику «РоссТура».

Плюсы: возможность получения реальных денег от страховщика. Имеются прецеденты выплат страховщиков (добровольные и принудительные ― по решению суда) по похожим делам.

​Минусы: в данный момент нет никакой ясности относительно действия фингарантий. Деятельность «РоссТура» не прекращена, соответственно страховой случай в любом случае не наступил. Какие из продаж «РоссТура» будут компенсироваться страховкой, а какие нет ― непонятно. В большом количестве случаев в договорах с туристами указан оператором не «РоссТур», а другие компании, что может служить одним из аргументов страховой для отказа.

Как агенту защититься от претензий туристов?

  • Ответить на претензии туристов в течение 10 дней. В ответах необходимо указывать на посреднический характер деятельности агента, а также на ответственность «РоссТура» или оператора ― в зависимости от выбранной стратегии защиты и с учетом плюсов и минусов, указанных выше.
     
  • Отслеживать наличие исков к агенту по базе судов. Отслеживать можно на сайте Мосгорсуда ― во вкладке поиск по делам выбрать «все суды» и ввести название организации.
     
  • При наличии иска необходимо отправить в суд возражение на иск и обеспечить обязательное (!) участие в деле лично или через представителя. В возражениях на иск указать доводы, которые обсуждались в этой статье выше. В зависимости от цены иска в суд может ездить московский юрист или же можно найти представителя на месте.
     
  • В случае риска предъявления больших исков ― стоит рассмотреть возможность открытия нового лица и постепенный перевод активов на новое юрлицо. Не стоит держать большие суммы на счетах. При обращении туриста в суд, суд может арестовать деньги на счету агента ― моментально и без извещения агента!
     
  • При наличии возвратов или, скажем, повторной оплате 50 на 50 с туристом ― необходимо оформлять соглашение о возврате денежных средств и отсутствии претензий.
  • Что делать, чтобы не попасть в такую ситуацию в будущем?

  • Выбирать надежных партнеров.
  • Работать в форме ООО, а не ИП. На ООО выше штрафы и сложнее выплачивать вознаграждение, однако ответственности у ООО меньше. ИП не «бросишь».
  • Работать по современному договору, указывать в нем про ЦБ.
  •