Коллапс Polar Tour: что дальше делать ТА?

  • 20 июня 2018 года
  • В истории с остановкой работы турфирмы Polar Tour еще слишком рано ставить точку. В то время, как для одной компании история, судя по всему, уже закончилась, для десятков ее бывших партнеров все только начинается. Руководитель юридической компании «Юристы для турбизнеса „Байбородин и партнеры“» Александр Байбородин ответил на основные вопросы турагентов по делу Polar Tour.

    Есть ли смысл обращаться в Ростуризм и Турпопощь?

    Как уже заявлялось неоднократно, ни одно из юрлиц, принадлежащих ГК Polar tour, не является туроператором и не состоит в Едином Федеральном реестре туроператоров. Следовательно они не имеют финансового обеспечения. Это означает, что обратиться в страховую компанию за возмещением — как при банкротстве туроператора нельзя.

    ТА оплатило тур через терминалы оплаты — это важно?

    Как правило способ оплаты не имеет решающего или определяющего значения в суде. Другими словами, оплата через терминалы не означает автоматического проигрыша в суде.

    Вместе с тем, процесс доказывания факта оплаты через терминалы обычно более сложен, чем процесс доказывания оплаты по безналичному расчету, в связи с чем у противника в суде появляется лишняя «зацепка» — хотя и не критичная, как правило, для агента. В дальнейшем для снижения рисков включайте в договор с туристом специальный пункт о праве турагента производить оплату через терминалы и центры бронирования.

    ТА оплатило тур на карту сотрудника Polar Tour — это критично?

    Cитуация с доказыванием факта оплаты на карту сотрудника Polar Tour более сложная. «Живые» туроператоры как правило не отрицают факт оплаты, совершенной «альтернативными» способами.

    В случае с Polar Tour, подтверждать факт оплаты будет попросту некому — можно предположить, что от турфирмы никто не будет участвовать в судах.

    В связи с этим, могут возникнуть трудности с установлением факта связи конкретного физического лица, на карту которого были перечислены деньги, и Polar.

    Вместе с тем, задача не представляется нерешаемой.

    Кроме того, в этом случае плательщик имеет дополнительную возможность подать в суд непосредственно на физическое лицо, на карту которого ушли деньги.

    Оплата «зависла» в Polar Tour. Кто отвечает: турист, турагент или туроператор?

    У каждого из участников цепочки Турист-Турагент-Полар-Туроператор может быть своя линия в суде.

    Линия нападения туриста:

    Турист может ссылаться на неисполнение турагентом обязательств по оплате туроператору, а также на тот факт, что вина контрагентов турагента (например, Полара) не является форс-мажором. Аргументы туриста достаточно сильны и могут создать проблемы для турагентов в суде.

    Линия защиты туроператора:

    Действующая редакция ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает самостоятельную ответственность Туроператора и турагента.

    Кроме того, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает обязательство турагента по оплате турпродукта.

    Поскольку денежные средства на счет оператора не поступили, то такое обязательство не выполнено, а значит туроператор в данной ситуации ответственности не несет.

    Линия защиты турагента:

    Согласно пункту Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», размер ответственности турагента (посредника) ограничен суммой агентского вознаграждения. В связи с этим, ни при каких обстоятельствах размер ответственности турагента не может превышать суммы агентского вознаграждения.

    Таким образом, агент как посредник не несет ответственности за действия других компаний, в том числе Polar Tour.

    В зависимости от конкретной ситуации можно сослаться на другие правовые нормы, в том числе — нормы об ответственности туроператора по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом.

    Какие варианты разрешения ситуации существуют для агентов?

    В целом для агентов существуют следующие варианты разрешения ситуации:

    • Повторная оплата тура туроператору, полная компенсация денежных средств туристу за свой счет.
    • Отказ туристу в возврате денежных средств со ссылкой на отсутствие вины в произошедшей ситуации.
    • Компромиссное решение в виде сочетания формального отказа в удовлетворении требований туриста и одновременного частичного удовлетворения требований туриста.

    Например, турагент в ответе на претензию ссылается на отсутствие своей вины в произошедшей ситуации, но предлагает туристу:

    • приобрести повторный тур на льготных условиях,
    • либо осуществить «возврат» стоимости несостоявшейся поездки путем предоставления туристу скидок в течение года или нескольких лет,
    • либо воспользоваться другим (например, более дешевым) туристским продуктом за счет турагента.

    Для фиксации достигнутой договоренности можно использовать Соглашение об отсутствии претензий.