Одобрено строительство первого участка ВСМ Москва — Казань

Фото: Pixabay.com

На совещании в четверг у М.Акимова решено, что правительство подготовит и представит президенту Владимиру Путину положительный доклад с финансово-экономическим обоснованием ВСМ Москва — Нижний Новгород и предложением поддержать ВСМ, пишет также газета «Ведомости» со ссылкой источники.

В аппарате М.Акимова газетам подтвердили факт совещания, не уточнив детали.

По словам источника «Коммерсанта», знакомого с ситуацией, было предложено констатировать, что проект обеспечивает выход на плановую операционную безубыточность как владельца инфраструктуры (концессионера), так и перевозчика (РЖД) с третьего года эксплуатации даже при консервативной оценке пассажиропотока. Также предложено предусмотреть выделение бюджетных средств, заложенных в комплексный план модернизации инфраструктуры, и актуализировать законопроект, устанавливающий нулевую ставку налога на имущество в отношении объектов ВСМ.

По данным «Коммерсанта» со ссылкой на материалы к совещанию, финансовая модель проекта не предполагает субсидий на стадии эксплуатации, но «требует окончательных решений по предоставлению капитального гранта и по возможности его предоставлению в как можно более ранние годы», пишет газета. По модели, операционная рентабельность для концессионера лишь в 2025 году уходит в минус, в остальные годы она положительная, а операционная безубыточность перевозчика достигается в 2026 году.

На совещании М.Акимов одобрил финансовую модель проекта, согласившись с доводами РЖД: по завершении строительства субсидий из федерального бюджета на обслуживание ВСМ не потребуется, сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника и другие собеседники, безубыточность станет задачей РЖД. Кроме того, М.Акимов поручил РЖД к 1 июня найти технического партнера, рассказали они.

Как сообщили «Коммерсанту» в РЖД, прогноз пассажиропотока показал, что на ВСМ должно уйти примерно 40% всех пассажиров между Москвой и Нижним Новгородом. По финмодели, на третий год работы ВСМ поток Москва — Нижний Новгород составит 3,13 млн пассажиров в год, а по всей линии в целом — 7,7 млн пассажиров в год. В 2018 году железнодорожный пассажиропоток Москва — Нижний Новгород без учета промежуточных станций превысил 2,3 млн человек, с учетом автотранспорта это более 5,5 млн человек, он растет на 5-6% в год.

При этом «Ведомости» со ссылкой на представителя РЖД пишут, что риск снижения пассажиропотока в пропорции 80 к 20 государство разделит с концессионером. Представитель монополии также указал изданию на неточности в данных Минфина — в частности, в тарифах: половина билетов будет продана за 1384 руб., в то время как в версии Минфина средний тариф — почти 3900 руб.; и в пассажиропотоке, по данным Минфина, он значительно завышен. Минфин оценивает показатель в 5,5 млн пассажиров в год, а у РЖД в модели 7,7 млн пассажиров — и этот прогноз подтвердили пять российских и международных организаций и аудиторских компаний. В 2018 г. поездами в зоне, где пройдет ВСМ, было перевезено 2,3 млн пассажиров, а не 1,1 млн, как пишет Минфин, замечает представитель РЖД. Финансовая модель выдержит рост расходов на 10% и падение трафика на 30%, говорилось в записке РЖД, представленной в правительство. Минтранс планирует до конца марта уточнить все детали проекта, напомнили газете в Минтрансе.

Власти в настоящее время активно обсуждают варианты строительства в РФ железнодорожной высокоскоростной магистрали. Так, Минфин считает неэффективной ценовую политику ВСМ, сомневается в подсчетах пассажиропотока и видит риски для федерального бюджета, связанные с падением спроса на перевозки, а также выполнением обязательств перед кредиторами проекта, и предлагает сделать ставку на финансирование развития авиации и федерального проекта развития Северного морского пути, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина.

Участок Железнодорожный — Гороховец с организацией движения до Нижнего Новгорода должен стать первым этапом ВСМ Москва — Казань. Первый участок сократит время в пути от Москвы до Нижнего Новгорода до 2 часов 5 минут. Стоимость проекта оценивается в 621,55 млрд рублей, из которых бюджет должен предоставить капитальный грант 200 млрд рублей, РЖД — тоже 200 млрд, остальная сумма — средства концессионера.