Правительство предложило ввести налог для самозанятых граждан

  • 4 мая 2018 года
  • Минфин и ФНС разработали предложения по налогообложению самозанятых граждан. Ни для кого не секрет, что в турбизнесе есть небольшая группа турагентов, которые в индивидуальном порядке бронируют туры в режиме «хоум-офис», имея при этом минимальные издержки.

    Как новый налоговый режим отразится на «подпольных» менеджерах и являются ли они серьезной конкуренцией профи, разъяснил юридический специалист Георгий Мохов.

    Георгий Мохов, основатель компании ООО «Юридическое агентство Персона Грата»:

    — Это некая иллюзия, что большое количество самозанятых граждан создают конкуренцию профессиональной турагентской среде. На самом деле, они не обрабатывают такое количество заявок, чтобы создать реальную конкуренцию. Кроме того, в большинстве случаев работают с очень узким клиентским кругом — со своими друзьями, родственниками, сокурсниками и т.д. И их деятельность нередко направлена не на получение дохода, а на экономию.

    К тому же число самозанятых граждан в сфере туризма вовсе не превышает всех прочих — репетиторов, нянь, сантехников, водителей и так далее, поскольку многие разочаровываются в возможности что-то заработать на туризме, что является еще одной причиной, почему они не могут составить серьезную системную конкуренцию профессиональным турагентам, хотя безусловно часть клиентов на себя перетягивают.

    Скорее это создает психологическую конкуренцию, т.е. предприниматели, которые легализованы на рынке, очень болезненно воспринимают тех, кто занимается тем же видом деятельности, но при этом не платят налоги, не стоят на учете, не несут прочих расходов и рисков, которые свойственны предпринимателям.

    Государство пытается втянуть «самозанятых» в налоговую систему и при этом им дает поблажку. Если вы просто, как физлицо, получаете доход, то вы должны заплатить 13%, а если заявляете, что этот доход получаете как самозанятый гражданин, самостоятельно оказывающий какие-то услуги физлицам, то государство забирает 3%, если услуги оказаны юрлицам — 6%. Разница тут чувствуется серьезная. Но это нормально для тех, у кого вся сумма полученная от их работы — их собственные деньги. Например, если дистанционный репетитор по английскому языку за занятие получил 2000 рублей, то это его заработок. А в случае с агентом иная ситуация, за тур перечислили 100 тыс. рублей, из которых заработком будут только 5-10 тысяч. Однако фискальная система видит на счету 100 тыс. и из них необходимо будет заплатить те самые 3%. В данном случае не учитывается специфика турагентской отрасли, и в целом тех людей, кто получает доход не со всей выручки, а только ее незначительную часть в виде комиссии. И это надо будет доказывать, предоставлять необходимые документы.

    И надо сказать, что условия механизма легализации с установкой 3% налога от выручки, получаются похлеще, чем у реального турагента. 3% с выручки со всех стоимости турпродукта это очень много. А для того, чтобы обосновать налогооблагаемую базу от вознаграждения, т.е. платить не с выручки, а только с комиссии, для этого нужно заключать договоры, вести учет. Возможна эта специфика в предложении Минфина будет оговорена позже. Пока же речь идет только о профессиональных услугах, лично оказываемых гражданами.