Роль туризма в российской экономике может вырасти в несколько раз

Во вторник глава минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что министерство, в ведение которого перешла сфера туризма от минкульта, разработает стратегию развития отрасли до 2035 года. «Есть предложения на стороне спроса, начиная от неразвитости инфраструктуры, проблем с визами. Целый набор историй, над которыми будем работать. Будем, в том числе смотреть, и по кадровому усилению этого направления», — сказал министр.

Смену куратора для отрасли эксперты оценили позитивно, не умаляя при этом заслуг минкульта. «Министерство культуры сделало очень много для развития туризма, особенно в законодательной сфере. Но переход отрасли в экономический блок я увязываю в первую очередь с изменением структуры экономики. Президент поставил задачу увеличить экспорт услуг до 100 миллиардов долларов и мне понятно, что без туризма этого не сделать», — сказал ректор Российской международной академии туризма (РМАТ) Евгений Трофимов.

При разработке стратегии и определении ее приоритетов ректор профильного для отрасли вуза предлагает уйти от количественных показателей, таких, например, как рост численного количества туризма — он каждый год и так растет на 25–30 процентов. «Думаю, что в стратегии до 2035 года первый и главный показатель должен отражать рост доли туризма в ВВП. Сегодня она составляет 3,5 процента, до 2025 года стоит задача увеличить ее до 5,5. Я понимаю, что реальная цифра у нас 8–9 процентов. Именно такой должна быть доля туризма. И под этот показатель надо подстраивать кадровое, ресурсное, муниципальное и региональное обеспечение. Если этот показатель будет обеспечиваться, не будет никакой показухи», — отметил Евгений Трофимов.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, вклад отрасли в мировой ВВП уже приближается к 10 процентам. Она обгоняет, к примеру, химическую промышленность и автопром. Так что перспективы увеличения доли туризма в ВВП России вполне реальны.

Доля туризма в ВВП России вырастет с 3,5 до 8–9 процентов. Вклад отрасли в мировой ВВП — уже 10 процентов.

Говоря о содержательной части стратегии, эксперты советуют обратить внимание на региональный и муниципальный факторы, где сосредоточены природные ресурсы, достопримечательности. «Важны налоговые поступления от туризма, инвестиции в туриндустрию. А также — численность занятых в сфере туризма и приток толковых кадров», — сказал Евгений Трофимов, указав на возрастающую роль профильных учебных заведений.

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин, считает, что, во-первых, надо повышать потребительский спрос и обеспечивать доступность туризма для россиян. Во-вторых, формировать и продвигать отечественный турпродукт на внутреннем и международном рынках. В-третьих, повышать экспорт туруслуг. «Надо ликвидировать диспропорции по выезду и въезду. У нас больше вывозится капитал в сфере туризма, чем привозится, это надо менять», — сказал Юрий Барзыкин.