Росавиация поддержала требование выписывать билеты в рамках турпакетов за двое суток до начала тура

  • 17 января 2018 года
  • Росавиация поддержала предложение туроператоров относительно того, что авиаперевозчиков должны обеспечить бронирование и оформление авиабилеты туда-обратно на чартерные рейсы не позднее, чем за 48 часов до первого вылета. Об этом сообщил в своем письме руководитель Росавиации Александр Нерадько (копия документа есть в распоряжении RATA-news) в ответ на обращение председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского.

    С поддержкой со стороны Росавиации Совету Федерации будет легче начать разработку законопроекта, предполагающего внесение изменений в федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс. Затем поправки будут вынесены на предварительное согласование правительства.

    В своем письме в Росавиацию г-н Рязанский указал, что действующая редакция федерального закона «Об основах туристской деятельности» (ст. 10.2) обязывает туроператора выдавать туристу перевозочный документ в рамках турпакета не позднее 24 часов до отправления рейса. В этот же срок должен быть выдан обратный билет. При этом бронирование идет в сроки, установленные перевозчиком, которые нередко их затягивают, как и оформление билетов. В итоге авиакомпания получает возможность корректировать дату и время вылета чартерных рейсов без опасения претензий, а также максимально отдаляет возникновение своих прав и обязанностей в отношении пассажиров, чтобы избежать ответственности. Все это происходит, потому что, в отличие от туроператора, авиакомпания свободна от обязательств выдать перевозочный документ за 24 часа до вылета — в воздушном законодательстве такой нормы нет.

    Туроператоры считают необходимым разделить сроки бронирования перевозки и оформления билетов регулярных и чартерных рейсов. Если по регулярным экономически оправданы сроки, установленные перевозчиком, то для чартерных рейсов это необходимо сделать в законодательном порядке.

    Туроператоры предлагают внести изменение в п. 12 ФАП-82, дополнив его условиями и сроками бронирования перевозок. По их мнению, при заключении договора воздушного чартера у перевозчика должна возникнуть обязанность по бронированию перевозки в автоматизированной системе бронирования. Также, по мнению турбизнеса, необходимо внести изменения в п. 47 ФАП-82, указав, что при чартерной перевозке авиакомпания обязана оформлять билеты по требованию заказчика при условии полной оплаты рейса или обеспечения оплаты в размере и форме, которые согласованы заказчиком и исполнителем в договоре воздушного чартера.

    Росавиация согласилась со всеми этими предложениями. При одном условии — чартерные рейсы должны быть полностью оплачены туроператорами. Слово «полностью» не должно вводить в заблуждение — очевидно, что ни один туроператор не может оплатить многомесячную чартерную программу сразу, учитывая, что один рейс стоит не менее 35–45 тыс. евро. Речь идет о двухнедельном «шаге» — именно на этот срок вперед должны быть оплачены полетные программы, включая обратные рейсы.

    При этом, как пояснил советник по транспорту главы Ростуризма Дмитрий Горин, и сейчас, при наличии депозита оператора на две недели полетов, авиакомпании выписывают билеты даже раньше, чем за две недели до рейса. «Изменения в правилах нужны для контроля за ситуацией, а также для выравнивания законодательных требований к туроператорам и перевозчикам».

    По словам г-на Горина, изменения помогут надежнее защитить потребителей, а также туроператоров. Однако некоторые участники рынка считают, что нововведение в большей степени защищает потребителей на случай банкротства турфирм, так как у них на руках точно будут авиабилеты и уже нельзя будет утверждать, как в недавней ситуации с «ВИМ-Авиа», что оператор их не оплачивал. Соответственно эта мера спасет и самих туроператоров от повторной оплаты авиабилетов. Но она вряд ли защитит их от банкротства самих перевозчиков. Одной выпиской билетов за 48 часов точно не обойтись, нужны другие шаги по контролю за тем, как авиакомпании выполняют свои обязательства. Прежде всего, со стороны регулятора.

    На рынке также полагают, что ужесточение требований к авиакомпаниям заставит перевозчиков, в свою очередь, выдвинуть более высокие требования к туроператорам. «Вполне может появиться или новая система депозитов, или авиакомпании просто поднимут цены для партнеров», — предположил генеральный директор компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. Де-факто усложнение финансовых условий на рынке перевозок уже происходит. По словам одного из собеседников, в отличие от прошлого года, сейчас, договариваясь о летней полетной программе, все туроператоры поспешили ее полностью оплатить — не только из-за новых требований, но и чтобы подстраховаться, ведь чартерных перевозчиков в этом году стало меньше.

    Росавиация поддержала также предложение Минкультуры России относительно разработки нормативно-nравового акта о правилах заключения договоров фрахтования и его примерной форме с указанием обязательных норм и существенных условий договора, а также четкого распределения ответственности перевозчика и туроператора за предоставляемые услуги пассажирам. Для этого предполагается создать рабочую группу под руководством Минкультуры и с участием представителей Минтранса, Ростуризма, Росавиации и АЭВТ.