Россияне хотят путешествовать, но вынуждены на этом экономить

Отказ от путешествий стал наиболее часто используемым россиянами способом экономии, следует из исследования Ipsos Comcon. При этом респонденты заявили, что путешествия остаются для них одной из важнейших жизненных целей на ближайший год. Об этом сообщили 32% опрошенных. Больший приоритет имеет только здоровье (49%).

От отдыха и путешествий полностью отказались 24% совершеннолетних жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек, свидетельствуют данные исследовательской компании Ipsos Comcon, собранные в четвертом квартале прошлого года (данные опроса есть в распоряжении РБК). Полный отказ от поездок — наиболее популярная модель экономии у россиян, констатируют аналитики. На ремонте экономили 21% респондентов, на посещение кафе и ресторанов — 18%, на занятиях спортом и своих увлечениях — 15%, на походах в кино, театры и т. п. — 14%.

При этом 15% россиян заявляют, что не отказались от отдыха и путешествий полностью, но стали меньше тратить на поездки. В то же время 24% респондентов заявили, что сократили расходы на кино и театры, 22% — на кафе и рестораны.

Несмотря на режим экономии, в среднем одна российская семья (домохозяйство) потратила в 2018 году на поездки по России 44,6 тыс. руб., что на 4% больше, чем в 2017-м, свидетельствуют материалы Ipsos Comcon. Затраты одной семьи на поездки в дальнее зарубежье в среднем составили 97 тыс. руб., что на 15% больше, чем годом ранее.

Респонденты Ipsos Comcon считают путешествия одним из пяти жизненных приоритетов. На ближайший год их планируют 32% жителей крупных городов. Большее значение имеет лишь здоровый образ жизни, о важности которого заявляют 49%. Образование детей называют своей целью 25% респондентов, ремонт квартиры и дачи — 21%, лечение — 20%.

Путешествия — изначально очень позитивная и очень желанная тема, отмечает директор по маркетингу Ipsos Comcon Людмила Новиченкова. Но, продолжает эксперт, если говорить о длительных путешествиях, то это довольно затратная статья семейного бюджета. «Попытка экономить здесь неизбежно сказывается на ухудшении эмоционального впечатления, — объясняет Новиченкова. — Поэтому в моделях экономии мы видим, что почти четверти опрошенных пришлось совсем отказаться от своих планов путешествовать в 2018 году, а 15% выбрали вариант меньше потратить».

Курорт vs экскурсия

Самым популярным видом отдыха в России традиционно является поездка на курорт или в дом отдыха. Но, отмечают в Ipsos Comcon, есть различия по федеральным округам. В частности, в Приволжском и Дальневосточном округам жители крупных городов наиболее востребованным видом отдыха называют экскурсии и познавательный туризм. В Поволжье поездка на курорт или в дом отдыха занимает лишь второе по популярности место, а на Дальнем Востоке не входит даже в топ-3, пропуская вперед событийный туризм (посещение фестивалей, спортивных мероприятий и т. п.) и пешие походы.

Из всех россиян, совершивших в прошлом году п​оездки по стране, 25% побывали на черноморском побережье, в Крыму и Москве — по 9%, в Поволжье и Петербурге — по 7%, утверждает Ipsos Comcon.