Ситуация с застрявшими в Анталье туристами требует вмешательства государства

27.09.2017

Туроператорские компании вывозят из Турции своих туристов, завезенных туда рейсами  прекратившей полеты «ВИМ-Авиа», но кресел хватает отнюдь не всем. Сколько наших сограждан не могут вернуться домой, и кто может им помочь – выяснял «Вестник АТОР».

СКОЛЬКО ТУРИСТОВ В ТУРЦИИ НЕ МОЖЕТ ПОПАСТЬ ДОМОЙ

В настоящий момент, только по данным двух крупных туристических операторов, в ожидании своего вылета в Турции находятся свыше 4 тыс. туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны были улетать на Родину рейсами прекратившей все свои чартерные программы авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Для этих туристов по-прежнему нет свободных емкостей на авиационном рынке и операторы, согласно взятым на себя обязательствам, на настоящий момент не могут гарантировать им вылет к месту постоянного проживания в ближайшие дни. Туроператоры сейчас прилагают все свои силы для нахождения хоть-каких-то приемлемых вариантов, но пока что свободных самолетов нет. Более того, каждый день ожидания прибавляет к указанному количеству новых невылетевших туристов – у очередной группы заканчивается отдых. 

По данным «Вестника АТОР», все туристы сейчас находятся не в аэропорту Антальи, а размещены в отелях, преимущественно в тех, где они отдыхали – с продлением проживания за счет оператора. Есть и случаи предоставления им операторами других отелей для временного пребывания из-за задержки обратного вылета.

«В настоящий момент в Турции не могут вылететь обратно домой около 2500 наших туристов, у которых закончился тур. Все они размещены в отелях за счет туроператора, им предоставляется питание. К сожалению, на текущий момент мы как минимум до 1 октября не сможем гарантировать им вылет в Москву или Санкт-Петербург – на рынке просто физически нет свободных провозных емкостей, хотя мы сейчас рассматриваем любые возможности. Ряд цепочек «ВИМ-Авиа» мы поменяли на Red Wings, но и у них недостаточно кресел под наши объемы. Сохраняется вероятность, что вывезти туристов смогут самолеты «ВИМ-Авиа» под какие-либо гарантии со стороны государственных или негосударственных структур, но такие ожидания пока не оправдываются.  Без таких гарантий любой самолет «ВИМ-Авиа» будет попросту арестован в Турции за долги», — характеризует текущий момент Сергей Толчин, заместитель генерального директора туроператора «НТК Интурист».

В компании TUI Россия рассказали: «По состоянию на сегодняшний день в Турции находятся порядка 1800 наших туристов, которые должны были вылететь рейсами «ВИМ-Авиа» за последние 3 дня включая сегодняшний день. Стоит отметить что небольшое количество наших туристов нам все же удалось вернуть вчера.  Всего у TUI сейчас около 7000 туристов находятся на отдыхе с авиаперелетом на «ВИМ-Авиа». Чтобы выполнить свои обязательства по вывозу туристов с отдыха, в то время, как авиакомпания «ВИМ Авиа» отменила свои рейсы, мы находимся в процессе поиска доступных бортов».

Представители TUIтакже добавили, что компания сейчас пытается искать альтернативу самолетам компании, прекратившей выполнять свои обязательства, но констатирует, что на сегодняшний момент емкостей на рынке недостаточно.

ПОЧЕМУ ДЛЯ ТУРИСТОВ НЕ НАШЛОСЬ САМОЛЕТОВ

Как уже сообщал «Вестник АТОР», согласно объявленным  вчера решениям, помощью привлеченных перевозчиков с последующей (в 2018 г.) компенсацией из бюджета с будут перевезены все пассажиры «ВИМ-Авиа» на регулярных рейсах. Готовность осуществлять такие перевозки на этих условиях, как сообщала вчера Росавиация, выразили авиакомпании «Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «ИКАР», «Северный ветер» и «Якутия». Подчеркнем – эти авиакомпании будут перевозить пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа» — причем «по имеющимся у них билетам» на рейсы «ВИМ-Авиа».

Вывоз же туристов, которые прилетели на зарубежные курорты чартерными рейсами «ВИМ-Авиа», будет финансироваться из «внебюджетных источников». Судя по контексту и смыслу вчерашнего документа Росавиации, этими источниками являются средства туроператоров.  «Сейчас чартерные пассажиры уже вывозятся с турецких курортов бортами других российских авиакомпаний – за счет туроператоров» — сообщало вчера авиационное ведомство.

В этой ситуации в наиболее выигрышном положении оказались преимущественно туристы тех туроператоров, которые могут воспользоваться бортами аффилированных с ними авиакомпаний, или у которых доля «ВИМ-Авиа» в чартерных программах была незначительна, или по меньшей мере не слишком высока. Именно эти компании сумели в кратчайшие сроки организовать вывоз из мест отдыха туристов.

Как уже отмечал «Вестник АТОР», намного сложнее ситуация у игроков туристического рынка, у которых доля «ВИМ-Авиа» в общем объеме перевозки в Турцию была более значительной. Она усугубляется и тем, что как раз у этих компаний нет аффилированных с ними авиаперевозчиков, поэтому возможности маневра у них даже в конце сезона весьма ограничены. При всем желании, им действительно физически невозможно «по щелчку пальцев» найти на рынке достаточное количество свободных кресел у других авиакомпаний.

КТО МОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ «ЗАЛОЖНИКОВ ВИМ-АВИА»

По мнению Сергея Толчина из «НТК Интурист», ситуация однозначно требует экстренного вмешательства государства для решения вопроса.  Как минимум, быстрой реакции соответствующих ведомств, курирующих авиационную отрасль.

«Авиационная отрасль должна проявить свою состоятельность, а регулирующие органы – помочь таковому проявлению. При наличии времени мы могли бы найти варианты – но так как проблема с тем, что «рейсов больше не будет» свалилась всем на голову одномоментно, то ее решение требует времени. Которого нет у нас и у туристов, т.к. каждый день к ожидающим вылета в Турции будут прибавляться новые и новые сотни людей. Мы продолжаем искать любые варианты альтернативной перевозки, одновременно надеясь на то, что государственные органы помогут разрешению ситуации» — отмечает заместитель генерального директора «НТК Интурист».

ПУТИН ПОТРЕБОВАЛ «БЫСТРО И ЭФФЕКТИВНО ЗАКРЫТЬ ПРОБЛЕМУ «ВИМ-АВИА»

У туроператоров есть большая надежда на то, что их голос услышат – ведь внимание и госорганов парламентариев к этой теме не ослабевает, а сегодня вопрос был поднят и на высшем уровне.

27 сентября Президент России Владимир Путин заявил министру транспорта Максиму Соколову о неполном служебном соответствии из-за ситуации с «ВИМ-Авиа».

Владимир Путин потребовал «быстро и эффективно закрыть проблему с ВИМ-Авиа». «Не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом, по усилению нормативно-правового урегулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков», — цитирует слова Президента агентство «Интерфакс».

В этот же день заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров, отметив, что в Совете Федерации отслеживают ситуацию с авиакомпанией «ВИМ-Авиа»,  заявил:

«Когда десятки тысяч российских граждан попадают в ужасное положение по вине авиакомпаний – это по‑настоящему, государственный вопрос. Тысячи российских туристов оказались в крайне трудном и почти безвыходном положении. Разве можно было доводить ситуацию до такого коллапса, когда огромное число людей с детьми попали не только в непростое, но и трагическое положение».

Кроме этого, прямо сейчас в Госдуме должны заслушивать главу Росавиации Александра Нерадько в связи с массовой отменой рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Об этом сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин на сегодняшнем заседании парламента.