СК «Орбита» отказывается выплачивать компенсации части клиентов DSBW Tours

Страховая компания «Орбита» отказывается выплачивать компенсации тем туристам DSBW Tours, которые приобрели туры до даты оформления фингарантии. И это несмотря на то, что Банк России недавно призвал страховую компанию пересмотреть свою позицию и начать выплаты в соответствии с законом о туристской деятельности. Страховщики, работающие с туроператорами, также считают позицию «Орбиты» противоречащей закону.

Как рассказал генеральный директор компании DSBW Карен Гончаров, страховщик убрал со своего сайта информацию про невыплаты по договорам, заключенным до 11 июня, но заметного сдвига в отношении туристов все равно не видно. «Пока компенсацию получили единицы. Причем, понять логику выплат довольно трудно — кто-то получил много, кто-то, напротив, меньше, чем должен был», — сказал он.

При этом, по словам собеседника, страховая компания все время требует дополнительные документы для подтверждения оплаты, справки из банков, договоры туроператора с турагентством. «Все справки о транзакциях мы им предоставили, но дело не движется. Такое ощущение, что его специально затягивают, чтобы туристам просто надоело бегать с этими бумажками», — заметил г-н Гончаров.

«Орбита» действительно ищет все новые поводы отказаться от выплат. Например, 31 августа руководство страховой компании направило заявление в правоохранительные органы для рассмотрения и принятия соответствующих процессуальных решений в отношении DSBW. «По итогам анализа предоставленной туроператором документации установлены обстоятельства, которые дают основания полагать о наличии в деятельности руководства и собственников признаков осуществления операций, направленных на умышленный отказ от туроператорской деятельности и вывод денежных средств через аффилированных с ней лиц», — говорится в сообщении страховой компании.

В создавшейся ситуации и в соответствии с разъяснениями Банка России Карен Гончаров рекомендует туристам активнее подавать жалобы на страховую компанию. Это позволит регулятору занять более жесткую позицию по отношению к «Орбите». Не помешают также массовые обращения в Роспотребнадзор — позиция этого ведомства будет важна при дальнейшем судебном разбирательстве со страховой компанией. «Это правильный и наиболее эффективный подход в нынешних условиях», — подтвердила руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по страхованию туроператоров Юлия Алчеева.

Карен Гончаров предлагает также пострадавшим помощь своего юриста для судебного разбирательства с «Орбитой». По его словам, если убытки клиента составляют менее 75 тыс. рублей, то услуги юриста обойдутся примерно в 2,5 тыс. рублей, а в случае более крупных потерь — в 20 тыс. рублей. Затем эти суммы будут взысканы с «Орбиты» вместе с остальными выплатами. Некоторые туристы уже сейчас хотят подать иски, но это процесс не быстрый — надо сначала дождаться официального отказа страховой, присланного по почте.

Финансовые гарантии туроператора DSBW Tours в страховой компании «Орбита» составляют 50 млн рублей, срок действия договора с 11 июня 2018 года по 10 июня 2019 года. По словам г-на Гончарова, ожидалось, что в добровольном порядке страховщик выплатит по каждому договору 65–70% от стоимости тура, чтобы 50 млн хватило на всех. А в случае судебного разбирательства каждый заявитель вправе рассчитывать уже на 100% компенсации плюс 50% по закону о защите прав потребителей плюс моральный ущерб. Так что в интересах страховой компании начать полноценные выплаты в рамках действующего закона.