Ставка на эквайринг: как ее снижение может отразиться на бизнесе турагентств?

Владимир Путин на форуме «Деловой России» поднял проблему высоких комиссий за эквайринг, которые, по его мнению, препятствуют экономическому росту. Комиссии для бизнеса в 3% президент счел слишком большими и назвал их «квазиналогом». В ближайшее время этот вопрос обсудят с предпринимательским сообществом, в том числе с представителями туристического бизнеса.

«В некоторых странах комиссия даже не 0,3%, а еще меньше — 0,2%, у нас — 3%. Конечно, это слишком много, и, конечно, это квазиналог», — заявил Путин. В Европе и США еще несколько лет назад размер комиссии не был ограничен, но сейчас в ЕС она составляет максимум 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт, приводит слова главы государства РБК.

После того, как проблему поднял президент, дискуссию подхватили представители турбизнеса. Если комиссии за эквайринг будут понижены, это отразится как на традиционных турагентствах, так и на развитии ОТА. Судя по обсуждениям на форумах и в профессиональных сообществах, пока игроки туристического рынка сходятся во мнении, что снижение ставки за обслуживание платежей положительно повлияет на развитие отрасли и сделает безналичный расчет более выгодным для туристической розницы.

Сергей Агафонов, генеральный директор сети «Магазин Горящих путевок», Председатель правления СТА:

— Снижение ставки по эквайрингу стала бы очень позитивной новостью для рынка. Сейчас турагенты по сути оплачивают банковские транзакции из собственной комиссии, которая и так снижается из-за политики операторов. Доля оплат туров картами сейчас очень небольшая.

Между тем, другие участники рынка полагают, что снижение процента по эквайрингу для отрасли в целом не критично и может вызвать сопротивление со стороны банков:

Светлана Обоянская, директор турагентства «ОСА tour»:

— Я не знаю, честно говоря, компаний в нашей отрасли, которые работают с 3% эквайринга. У предпринимателей с большими объемами услуг в сфере турбизнеса процент комиссии составляет от 0,5 до 1,5 максимум, я как раз вхожу в эту группу. Если будет снижение — это, конечно, хорошо, но очевидно, что банки будут активно сопротивляться. Сами посудите: с того момента, как клиент провел картой и до поступления денег на расчетный счет выполняется в среднем до 20 банковских операций. Разумеется, банкам будет невыгодно снижение комиссии.

По словам Светланы Обоянской, большинство ее клиентов при оплате туров пользуются картами, так как ценят преимущества кэшбека. «У меня самой есть несколько премиальных карт и все мои путешествия, например, оплачиваются за счет кэшбеков. Я не представляю, как некоторые турагентства до сих пор обходятся без платежных терминалов. Скорее всего, это те, кто просто скрываются от уплаты налогов».

Плата за эквайринг для бизнеса во многом состоит из межбанковской комиссии, эти средства идут, помимо прочего, на обслуживание карт, бонусы и кэшбеки. В связи с этим многие представители малого и среднего бизнеса, несмотря на развитие тех же мобильных платежей, до сих пор предпочитают работать с наличными, как менее дорогим вариантом оплаты. Как полагают наши собеседники в ТА, расходы на эквайринговые комиссии особенно ощутимы на фоне низкой маржинальности турбизнеса в целом и общего снижения комиссий от туроператоров.

Напомним, недавно мы поднимали проблему приема платежей в турагентствах. Прием оплат банковскими картами, по словам участников рынка, пока не является самым распространенным, и большинство клиентов предпочитают оплачивать туры, внося в кассу наличные, второй по популярности ответ — перевод с карты на карту. Но, по мнению юристов, такой способ получения денег является для агентств рискованным.