Туроператоры: турпоток в Катар падает из-за политики Qatar Airways

Турпоток из России в Катар, который в 2017 году показал резкий взлет после отмены визового режима, в этом году остановился. По мнению ТО, одна из причин замедления — недостаток перевозки и консервативная ценовая политика национального перевозчика Qatar Airways.

По данным ФСБ РФ, в первые шесть месяцев этого года чисто россиян, вылетающих в Катар, выросло на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом в ближневосточную страну отправились 59 тысяч россиян. Однако у пограничников нет данных, кто из них был транзитным пассажиром, а кто — полноценным туристом.

Как отметил руководитель отдела Ближнего Востока и Магриба компании «Квинта тур» Александр Никитенко, в этом году количество запросов на направление немного выросло, однако продажи все же остаются на прошлогоднем уровне. «Местные отельеры готовы сотрудничать, принимать туристов из России. Но у Qatar Airways довольно высокий туроператорский тариф, притом что летают они три раза в день. Безусловно, это снижает интерес россиян к направлению, выдвигая на первый план разнообразную перевозку в ОАЭ», — подчеркнул он.

Генеральный директор компании «Спейс Трэвел» Артур Мурадян также полагает, что Qatar Airways не заинтересованы в сотрудничестве с туроператорами, и это фактически сводит на нет активность открывшегося весной в Москве катарского туристического офиса. «Ситуация абсурдная: страна вызывает интерес у россиян, национальный турофис и операторы прикладывают немало усилий для продвижения направления, но слишком дорогой перелет туристов останавливает», — говорит эксперт. По его мнению, Qatar Airways не спешит менять привычную модель бизнеса с учетом новых реалий, предпочитая оставаться транзитным перевозчиком. «Неоднократные попытки развернуть авиакомпанию лицом к турбизнесу не дали результатов. А без этого перспективы туристического Катара довольно туманны», — заключил г-н Мурадян.

При этом страна отличается качественной отельной базой: береговые «пятерки» держат расценки на хорошем уровне, в стране чистые песчаные пляжи и высокий сервис, ничем не уступающий соседним Эмиратам. «К тому же там не ведется постоянных глобальных строек, как в Дубае. Привлекательнее и катарская экскурсионка — не такая обширная, как в Омане, но, на мой взгляд, интереснее, чем в ОАЭ, где все искусственное. А в Катаре сохранились исторические памятники, есть мангровые леса и даже внутреннее море в центре пустыни. Но все это надо активно продвигать», — сказал он.

Коллег поддержала и директор департамента прямых продаж, рекламы и PR компании ICS Travel Group Анна Филатовская. Она также уверена, что направление продается непросто, прежде всего, из-за высоких тарифов Qatar Airways. «Цены перевозчика еще и выросли по сравнению с прошлым годом. Можно несколько снизить стоимость поездки, выбрав другие авиакомпании и перелет в Доху со стыковкой, но превращать 5,5 часов прямого полета в почти 12 мало кто захочет», — уточнила она. На сезон туры получаются дорогими, однако на пиковые даты ситуация более благоприятная — катарские отели не так сильно поднимают тарифы, как эмиратские, и многие объекты не взимают обязательные доплаты за новогодние ужины.

Генеральный директор компании «АРТ-тур» Дмитрий Арутюнов пояснил, что Катар сейчас очень заинтересован в российских туристах, так как после разрыва дипотношений с большинством государств Персидского залива страна потеряла большие турпотоки, в первую очередь из Саудовской Аравии. «Теперь Катар развернулся в сторону российского рынка, отельеры дают привлекательные цены. Пакеты обходятся на 20–30% ниже, чем за аналогичный отдых в Эмиратах», — подчеркнул он. Спрос на Катар растет, но пока годовой поток примерно в десять раз уступает объемам в ОАЭ.

Qatar Airways принадлежит властям Катара, являясь авиакомпанией с государственным участием, и в последние годы перевозчик привлек значительный объем государственных инвестиций. Также перевозчику принадлежат доли в авиакомпаниях Европы и Южной Америки. Однако бизнес Qatar Airways существенно пострадал из-за блокады со стороны Саудовской Аравии и ее союзников в прошлом году. Не исключено, что именно эти потери заставляют авиакомпанию придерживаться консервативной ценовой политики на менее конкурентных рынках, к которым можно отнести и Россию.