Туроператоры: в отрасли речных круизов нет системного кризиса

Рынок речных круизов, как и в других сегментах турбизнеса, покидают ослабленные игроки, и о системных проблемах говорить не стоит. Таким мнением с Profi.Travel поделились участники отрасли.

Опасения возможного кризиса в сфере речных круизов возникли еще в начале сезона летней навигации и были связаны с резким скачком цен на судовое топливо — до 80% по сравнению с прошлым годом.

В начале ноября о прекращении туроператорской деятельности объявил последний оператор речных круизов в Татарстане — «Волжские путешествия +». Как сообщил в разговоре с Profi.Travel генеральный директор Вячеслав Самолин, остановка компании стала результатом не только стремительно дорожающего топлива, но также фактической потери двух из трех теплоходов, находящихся в собственности компании. Одно судно было уничтожено пожаром несколько лет назад, второе — встало «на прикол» в середине сезона 2018, и сейчас «Волжские путешествия» добиваются выполнения гарантийного ремонта. Так или иначе, по словам Вячеслава Самолина, компания намерена продолжать свою работу и сейчас занята поиском средств для возвратов за аннулированные туры.

Другие участники отрасли не склонны видеть в произошедшем с «Волжскими путешествиями+» какой-то системный кризис, и даже фиксируют рост интереса к речным круизам по России.

Так, позитивно итоги сезона оценил генеральный директор Круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский, отметив рост круизного потока по российским рекам на уровне 25-30%.

Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот»:

«По ситуации с „Волжскими путешествиями“ судить об отрасли в целом нельзя. Это, скорее, единичный случай и вполне прогнозируемая ситуация. Достаточно было взглянуть на цены этого туроператора, чтобы понять, что долго он так не протянет. Активный демпинг крайне опасен для туризма в целом, а для круизной отрасли — тем более. Создание круизного продукта — довольно затратная история и дешевой быть не может в принципе. Отчасти повлияло на их уход с рынка и ситуация с ценами на топливо, но все-таки, в первую очередь, главная причина кроется в несбалансированной финансовой политике владельцев компании».

При этом положительную динамику продаж отмечают и туроператоры, занимающиеся круизами по рекам Европы. В разговоре с корреспондентом Profi.Travel Людмила Гуральник, директор департамент маркетинга Круизный Дом МК, сообщила о стабильно положительном итоге продаж в сезоне 2018 года.

Людмила Гуральник, директор департамент маркетинга Круизный Дом МК:

«Мы наблюдали положительный спрос в течение всего сезона. Хорошим признаком для сезона 2019 года на рынке речных круизов является большое количество заявок по раннему бронированию. Что касается уходов отдельных игроков, можем сказать, что изменения в связи с общим состоянием экономики, а также глобализацией туррынка происходят во всех сегментах туристической отрасли. И речных и морских круизов это касается в равной степени, поэтому с него также уходят ослабленные игроки».

Напомним, Ростуризм 1 ноября исключил из реестра круизную компанию «Волжские путешествия» после того, как 31 октября фирма уведомила ведомство о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнить все обязательства по договорам о реализации турпродукта. В июле 2018 года у компании возникли финансовые трудности, связанные с поломкой теплохода «Очарованный странник», и дополнительную нагрузку на компанию создавали значительно подорожавшие с начала года ГСМ — об этой проблеме участники рынка предупреждали еще в начале летнего сезона.