В каких регионах туризм станет приоритетной отраслью?

В правительстве РФ утвердили «Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. Чем этот документ интересен для представителей туристической отрасли?

Туризмом займутся практически все регионы

За каждым регионом, согласно стратегии, закрепляется большой перечень определенных специализаций, которые могут обеспечить весомый вклад в развитие экономики. У нас в связи с этим две новости: судя по документу, туризм станет «перспективной экономической специализацией» практически во всех регионах. А это значит, что в ближайшие шесть лет власти большинства субъектов будут делать акцент на развитие отрасли, вкладываться в инфраструктуру и разрабатывать программы поддержки для предпринимателей, в том числе за счет федеральных субсидий.

Напомним, что прошлым летом министр экономического развития Максим Орешкин говорил о том, что специализация для каждого региона должна быть добровольной. Но при этом, если регионы не прислушаются к рекомендациям, то могут не получить средства из федерального бюджета, сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на чиновника. Между тем, в самой стратегии ничего не говорится о возможных мерах за невыполнение планов по развитию той или иной отрасли.

Понятие «туризм» в документе определяется как «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма)».

Туризм таким образом наконец признан отраслью, которая наравне с промышленностью, нефтью и газом, лесозаготовками и т.д. может обеспечить весомый вклад в экономику страны.

Другая новость в том, что в документе есть неочевидные «исключения», которые могут повлиять на развитие туризма в некоторых регионах, в том числе крупных.

Туризм не попал в число экономических приоритетов в 12 регионах:

  • Республика Тыва
  • Забайкальский край
  • Курганская область
  • Магаданская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Пензенская область
  • Тамбовская область
  • Еврейская автономная область
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ

Если говорить о республике Тыва, например, то, как полагают наши собеседники в отрасли, здесь сильно недооценивают потенциал этнического и экотуризма, который в последнее время привлекает иностранцев. В поддержке нуждается местная инфраструктура и продвижение региона в целом. В Забайкальской крае активно развивают конный и спортивный туризм, популярный у молодежи, в том числе скалолазание и рафтинг. В Новосибирске делают акцент на познавательный туризм и развитие исторических территорий, которые могут быть интересны иностранцам как сибирская экзотика.

Но, между тем, как полагают эксперты, стратегия позволяет этим территориям взаимодействовать с соседними регионами и развивать отрасль сообща, в том числе с привлечением федеральных средств.

В целом Стратегия определяет 12 макрорегионов, и большое внимание будет уделено межрегиональной координации. Например, ЯНАО, где в последнее время видят большой потенциал в арктическом туризме и отмечают рост турпотока, может развивать отрасль совместно с соседним ХМАО, в котором туризм по документу стал перспективной специализацией, оба автономных округа входят в Уральско-Сибирский макрорегион. А Республика Тыва, которая входит в Ангаро-Енисейский макрорегион, может развивать туристическую инфраструктуру вместе с Красноярский краем, где также отрасль стала перспективной.

Добавим, что в течение трех месяцев в правительство должен быть представлен проект плана реализации стратегии, он будет разрабатываться Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами.

Что еще важного для отрасли?

В документе также содержится ряд важных для развития туризма пунктов. В частности, названы болевые точки, которые мешают экономике в целом, среди которых — низкий уровень развития транспортной инфраструктуры. В связи с этим в ближайшее время одними из главных «точек притяжения» бюджетных средств станут крупные транспортные узлы, высокоскоростные магистрали, строительство международных аэропортов-хабов. Отдельно оговорена поддержка региональных аэропортов, а также «расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву».

Также одним из существенных факторов, который мешает процветанию страны, назван «низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов», в связи с чем, как полагают эксперты, в ближайшее время стоит ждать новых частно-государственных проектов, в том числе в сфере туризма.