В Общественной палате представили альтернативные механизмы защиты туристов

В понедельник, 23 октября, на заседании в Общественной палате были презентованы варианты оздоровления рынка. Среди них – создание национальной системы защиты прав туристов, национального туристического рейтинга и назначение отраслевого омбудсмена. Все эти три идеи активно лоббирует организация «Клуб защиты прав туриста», на базе которой и планируется сформировать эти институты. Предполагается, что так называемая «Национальная система» будет электронным порталом, который станет выполнять две функции для потребителей туруслуг. По словам разработчиков, во-первых, турист сможет «проверить через систему информацию о наличии своего туроператора в Едином федеральном реестре, а турагента – в реестре турагентов, узнать информацию о наличии запрета на выезд и т. д.». То, что это уже можно сделать на сайтах Ростуризма и ассоциации «Турпомощь» и что фактически такой портал будет дублировать их функции, в Общественной палате не обсуждалось. 

Во-вторых, планируется, что потребители будут использовать «Национальную систему защиты прав туристов» для решения возникших проблем. Для этого нужно будет заполнить специальную форму и, прикрепив к ней фотографии, направить обращение в общественные организации, созданные на базе «Клуба защиты прав туриста», – Всероссийское объединение туристов и Российскую национальную ассоциацию авиапассажиров. «Практикующие юристы обработают запрос и предложат способ его урегулирования», – сказано в презентации, представленной на заседании. 

От гаража до 5 звезд: закон сочинского гостеприимства
Тайный агент HotLine.travel подсчитал, как соотносятся цена и качество в объектах размещения Сочи
Наш секретный агент полгода заселялся в популярные гостиницы Сочи и рассказывал о них всю правду. Из составленного им сводного рейтинга 10 проинспектированных отелей становится ясно, что соотношение «цена-качество» в Сочи подчиняется определенному закону, который может стать полезным инструментом в руках работников туриндустрии.

HotLine.travel

«Одно из самых распространенных нарушений прав туристов – изменение условий проживания. В каталогах они видят одно, а приезжая на отдых, – другое. Например, им обещают номер с видом на море, а в отеле селят с видом на стройку. Если турист направит в наш портал претензию, мы сможем в течение часа решить эту проблему, обратившись, например, в администрацию гостиницы», – амбициозно заявил Дмитрий Пудов, IT-директор «Национальной системы». 

Что касается идеи создания национального рейтинга, то по логике ее инициаторов он будет представлять собой независимую оценку участников рынка. Генеральным оператором выступит «Всероссийское объединение туристов» под эгидой Ростуризма. Для присвоения индекса рейтинга, по словам авторов идеи, оператор сформирует экспертный совет из числа членов ОП, известных общественных деятелей, представителей СМИ и некоммерческих организаций, работающих в сфере туризма и защиты прав туристов. Гостиницы, туроператоры внутреннего и выездного туризма, российские и иностранные авиаперевозчики будут оцениваться по шести критериям: безопасность, доброжелательность, добросовестность, защита прав туристов, безбарьерность и влияние природной среды. «Уважаемые в профсреде люди, основываясь на своем опыте или железобетонных фактах, составят рейтинг», – пояснил заместитель председателя общественного совета при Ростуризме, председатель «Клуба защиты прав туристов» Дмитрий Давыденко. 

Сенатор Игорь Фомин, курирующий туризм, уточнил, что государство должно предоставить право создания такого национального рейтинга одной или ограниченному числу общественных организаций, чтобы не девальвировать ее результаты другими аналогичными проектами. Общественная палата видит в качестве такой структуры «Клуб защиты прав туристов». Однако пока это только идея. Никаких нормативных подтверждений еще не создано. А кроме того, наблюдатели обращают внимание на то, что велика вероятность того, что данный рейтинг может стать манипулятивным инструментом на рынке. «К сожалению, никакие рейтинги и реестры не гарантируют добропорядочность и надежность компаний, в них входящих. Для этого нужны более сложные инструменты. Но то, что Общественная палата обращает внимание на безопасность туризма, уже позитивно», – считает учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.