Верховный суд отказал «Победе» в иске об отмене бесплатного провоза вещей сверх нормы ручной клади

«Верховный суд РФ решил в удовлетворении административного иска отказать», — заявил судья.

«Победа» требовала признать частично незаконными федеральные правила перевозки ручной клади для невозвратных авиабилетов. Их в конце прошлого года утвердил Минтранс, который наряду с Минюстом выступал ответчиком по иску. Согласно правилам, авиакомпании могут сами установить бесплатную норму ручной клади (но не менее 5 кг), а сверх нее обязаны брать в салон, без ограничения размера и веса, дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюм в портпледе, лекарства, с ограничениями габаритов — рюкзак, детские коляски и люльки, костыли, трости, ходунки, роллаторы, складные кресла-коляски, запечатанные товары duty free.

Этот перечень содержится в 135-м пункте правил, который и требовала отменить «Победа». В компании убеждены, что этот пункт противоречит федеральным законам. «В соответствии с пунктом 133 правил без взимания дополнительной платы пассажиры имеют право провозить вещи, которые перечислены в этом пункте. Пункт 135 противоречит пункту 133 и уже поэтому не может существовать. Более того, пункт 135 противоречит пункту 3 статьи 786 Гражданского кодекса и пункту второму статьи 106 Воздушного кодекса, который имеет приоритет над федеральными авиационными правилами», — заявил в суде защищавший «Победу» адвокат Генрих Падва.

Гендиректор перевозчика Андрей Калмыков добавил, что пункт 135 не отвечает и требованиям безопасности. «Чтобы исполнить нормы Воздушного кодекса и установить размеры ручной клади, мы обратились в компанию-производителя самолетов Boeing с просьбой определить объем ручной клади, которую пассажир может безопасно разместить в салоне воздушного судна. На основании указания производителя мы установили норму провоза ручной клади — 36 см х 30 см х 27 см — и изготовили калибраторы. Но что нам говорит пункт 135 федеральных авиационных правил? Что сверх установленной нормы, прописанной в Воздушном кодексе и Гражданском кодексе, Минтранс своим подзаконным актом обязал нас провозить перечень вещей (из пункта 135 — ИФ). Мы считаем, что это не безопасно и противоречит действующему законодательству», — сказал глава компании.

В целом «Победа» считает, что регулятор не должен предъявлять к перевозчикам сервисные требования — в правилах должны быть прописаны только нормы безопасности. При этом компания предлагает оставить норму о бесплатной перевозке в салоне детских колясок и люлек, предметов необходимости людей с ограниченными физическими возможностями.

Представители Минтранса ходатайствовали об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что ведомством подготовлен и вынесен на публичное обсуждение проект изменений оспариваемых правил. «Истец говорит, что министерство транспорта выходит за пределы своих полномочий, устанавливая понятие «сверх нормы». Мы (проектом изменений правил — ИФ) во избежание всех недопониманий уходим от понятия «сверх нормы», включая перечень (из пункта 135 — ИФ) в пункт 133″, — сказала представитель Минтранса.

Представитель Генпрокуратуры РФ поддержала ответчика. «Оспариваемые федеральные авиационные правила приняты в соответствии с приведенными нормами Воздушного кодекса и полномочиями министерства транспорта. Прошу в удовлетворении искового требования отказать», — сказала она.

Г.Падва на это заявил, что «не услышал опровержения доводов» истца. «Министерство, насколько я понимаю, само понимает, что пункт 135 — конечно, дефектный. Поэтому они сейчас готовы отказаться от него вообще, перенеся положения этого пункта в пункт 133. Если посмотреть их ходатайство, они именно так и говорят: «Мы признаем 135-й пункт недействительным, поэтому не надо сейчас рассматривать иск». Я полагаю, что эта норма вредна и перевозчику, и гражданам, которые пользуются его услугами», — заявил в суде адвокат.

После оглашения решения суда А.Калмыков сообщил журналистам, что «Победа» будет его обжаловать. «Мы, конечно, будем это решение обжаловать, так как видим неисполнимость этих правил, — сказал он. — Но если решение вступит в законную силу, после обжалования, мы будем вынуждены пересмотреть наши правила. К сожалению, график оборота воздушных судов изменится». Он пояснил, что это приведет к увеличению себестоимости рейса и, как следствие, к повышению стоимости билетов.