Глобализация и буддизм

Глобализация и буддизм

Сегодня 13:01

Паттайя, Канчанабури — Таиланд Январь 2018

3
3

Заранее извинюсь, что, как обычно, поехав в самый что ни на есть обычный пакетный тур, я увидел несколько не то, что мне хотели показать гиды и местные работники туристической сферы.

Паттайа.

Хотел проделать с этим городом тоже самое, что и с Вьетнамским Нячангом, когда ушел из туристической зоны и попал в нормальные кварталы с живыми людьми. Тут так не удалось.

Наверное, в радиусе 5 км от центра — это сплошная туристическая ширма, если там и есть какие-то более менее *местные* — то, видимо, дальше, и ехать туда мне было лень. Если же посмотреть на то, что есть, будет три зоны: туристическая, бич-роад, волкинг-стрит. Турзона — это вообще любое место в пределах 5 км от бички. Набор одинаков — 99% — пиво, девки, шмот, аптека, девки, пиво, шмот… Бич-роад, ну все наверное уже читали/видели — просто улица вдоль набережной, та же турзона, только цены на 30–50% дороже, ну и больше *морковочниц* — баров, где сидят девки для общения и на съем. Я, кстати, кажется, понял, почему такое название — морковки. Они в таких барах сидят через стул (стул- морковка, стул-клиент), точно как на грядке. Волкинг-стрит. Тут вроде бы все ясно. Улица развлечений, стриптиз-шоу и борделей. Но вот какая штука… В 2013 году там было все заметно сочнее. Даже в рок-баре музыка была интереснее. Аквариумы, прямо на улице, где извивались ранее голые барышни, теперь стоят пустые. Вдвое меньше стало барыг порнухой и прочими мариваннами. Вот с чем это связано? С коронацией нового короля? С трауром по старому? Или может быть они решили прикрыть этот гадюшник? Как бы то ни было, делать там нечего. Если вы только не хотите посмотреть на китайцев, маленькими партиями по 200 человек, под руководством гида, в ужасе и быстрым шагом проходящих мимо всех без исключения заведений, четко по центру этой улицы.

*По делу: рестораны как не блистали, так и не блещут. Сказал бы даже — хуже стало. Добавились европеизированные версии, убавились национальные. Обожраться дерьма — запросто. Нет, это будет все свежее, но, увы — не вкусное. Если вам попался ресторан с вкусно приготовленной едой, запомните его хорошенько, скорее всего, еще раз в него пойдете после ряда неудачных экспериментов. Кухня, разумеется, интереснее, чем во Вьетнаме.

Еда на макашницах сейчас идет уже вся оптимизированная, соус по умолчанию вам дадут пресный и не вкусный, так что требуйте спайси. В половине ресторанов тоже самое.

Если кушаете палочками — заявите об этом, ибо иначе притащат вилки. Мне притаскивали вилку с ножом к креветкам гриль.

Природа.

*Посмотрите направо, посмотрите налево — и там и сям джунгли* — вещал гид. Джунглей не было. Если переводить на русский — основная часть леса Таиланда трактуется как *разнолесье*. Ну да, породы деревьев чуть другие, есть даже редкие (Таиланд стимулирует уничтожение ценных пород дерева в соседних с ним странах, выкупая за дорого, давая взятки и т. д. — однако видовое разнообразие в своей стране вроде бы стали защищать). Однако это обычное разнолесье. Ничуть не более непроходимое, нежели, допустим, у нас под Самарой. Почему так? Да вырубили они все! Чтобы создать рабочие места, поднять налогооблагаемую базу (население), да и продать древесинки америкосам на их раритетные столы из железного дерева (для заднего двора — в самый раз, будет чем похвастаться перед соседом). Естественно, после вырубки настоящих джунглей земля стала подсыхать быстрее, чем ранее. Вот куда ушли каналы — водные артерии, и туда же делись и их знаменитые деревни на воде. Все, что сейчас показывают туристам — рынки на воде, деревни на воде — в девяноста процентах всего лишь бизнес, ничего личного.

Нет, воды по прежнему много. Но все, что было ранее (сплав грузов, путешествия) уже давно лишено всякого смысла. Реки в Тае есть, реки приятные и интересные. Хотя часть акватории рек отдана под аквакультуру, которую тайцы поглощают в неимоверных количествах. А вы думали, что вам на морском пляже приносят морских креветок? Ха-ха. Речная аквакультура. В реках есть рыба. Полно. Сам видел. Сфотографировать не удалось. И ни одной сетки поперек даже самой маленькой речушки. Подозреваю, расстрел у них за это, не иначе. У нас бы так. Думаю, во всей Волге рыбы меньше осталось, чем в этом отнорке.

Вернемся к природе. После тайской *войны с природой* осталось много дыр. Птицы есть, много, но расцветки — скупые. Насекомых так же неадекватно мало для этой климатической зоны. Может быть я попал не в сезон? Змей не видел вовсе, хотя змей я люблю и искал их специально.

*По делу: В некоторых форумах писали, что рыбы в Квае кусаются. Враньё. Гид может предложить вам купить баллон спрея от комаров, если едете с ночевкой в отель-на-сваях, типа на реке бывают комары. Во-первых, комаров не много. Во-вторых, баллон вам втюхают в тридорога и здоровенный. Я не брал и не разочаровался. Поездка из Паттайи на Квай — долгая, остановки будут в *сухих* местах. Если любите выпить — берите ботл рома, но пейте только на остановках. Потребление в транспорте — 10000 бат.

Слоны.

Слоны в Таиланде очень уважаемы. Хозяин слона платит за него налог в пенсионный фонд слонов, откуда после определенного возраста слону выплачивается пенсия, а ухаживающему за слоном — небольшая зарплата. Причем соответствующие органы тщательно следят за тем, чтобы деньги шли по адресу (слону). Больничные, выходные — все это у слонов так же имеется. Преступление против слона приравнивается к преступлению против человека и осуждается по тем же законам (всех животных, входящих в красную книгу следовало бы сделать аналогичным образом, разве нет?). В общем, быть слоном в Тае куда как веселее, чем человеком у нас в России. Однако сейчас слоны утратили то место в экономике Таиланда, которое было лишь совсем недавно, и просто развлекают туристов. Хозяин слона, скорее всего состоятельный таец, живущий где-нибудь в Бангкоке, а человек, который управляет слоном и учит его — местный человек из народа Монов, который имеет меньше прав, чем слон, на котором он сидит. Да-да, в Тае есть резервации для не-тайцев. Натурализоваться можно, но сложно. Язык надо знать, да. И налоги платить. И причину иметь вескую. Если такой человек задумает покинуть резервацию без официального разрешения, его завернут на границе района. Демократия же!

*По делу: задумаете кататься на слоне как я (на шее) — потом проверяйте одежду. Некоторые места слона не блещут чистотой, хотя и не воняют. Мне пришлось отмывать зелено-коричневые пятна. Кроме того, слон потеет.

Море.

Море как всегда превосходно. Описывать тут особо нечего, но как всегда, есть ньюансы. Мы взяли поездку на катамаране (большая морская дура), типа со снорклингом, бесплатной выпивкой и т. д. Все бы ничего, но катамаран естественно был с полной загрузкой (300? чел, а может и больше, народу полно), выпивка — местный ром или виски в смеси с соком/колой/спрайтом, естественно никаких фрешей, а вы что хотели, чтоб 2 бармена на 300 чел давили фреши? Пива нет. Пиво будут продавать по 3.5 кратной цене на остановке, на острове. И да, конечно же, безопасность. Я не знаю, чем обусловлена подобная интерпретация этого слова. Будучи на Кипре, мне никто не запретит спрыгнуть со скалы в море (не маленький же!). Тут это не так. Вас будут пасти ОТ и ДО. Безопасники вообще ведут себя как *русские безопасники* — набычившись ходят и посматривают, если что *извините, отойдите пожалуйста*. На камни? Нельзя, поцарапаетесь (гладкие абсолютно камни, вот на Ла-Манше — поцарапаетесь) На вопрос, а какой на хрен снорклинг на песке — недоумение, и опять просьба покинуть камни. Если вы знаете, что делаете, советую подзабить на их вопли, сделать они ничего не могут, и потихоньку отстанут. Но многие советы таки надо выполнять, например при остановке в заливе — действительно сильное течение. Меня вообще удивляет, зачем они делают эту остановку, ведь можно тоже самое (горки, прыжки в воду) проделать возле того острова, где снорклинг. Там нет течения.

По делу: Пляж в самой Паттайе не пригоден, но за 10 бат можно поехать в Джомтьен — море почище, народу меньше, цены на 30% ниже. Сами решайте, стоит ли ехать на Ко Ларн (тот остров, на который ходит паром от пирса, за 30 бат) — там сущий ад, рынок и китайцы. С другой стороны, китайцы, индусы и прочие паксы НЕ ПЛАВАЮТ, только лишь заходят в воду максимум по пояс. Причина мне не известна. Не умеют? Так что для русских вода чиста, лишь только минуло полтора метра глубины. Раздевалок нет. Нигде.

Еду на разносках на пляже брать можно, но советую не обращать внимания на жареные *в тесте* вещи — это вещи с обычных макашниц, только уже холодные и не вкусные. Те же, что ходят с жаровней с креветками и кальмарами — хорошие. Требуйте соусы (и острый, и не острый — дадут оба).

Буддизм.

Буддизм в Таиланде поддерживается государством в общем и королем в частности. Перед коронацией король обязан побыть некоторое время буддийским монахом. Некоторые короли (Рама IV) были вынуждены довольно долгое время пребывать монахами, ибо борьбу за власть никто не отменял. Каждый мужчина, перед совершеннолетием, так же обязан побыть некоторое время монахом, хотя для большинства срок пребывания в этом статусе составляет всего несколько дней. А как же? Есть — только раз в сутки, и только то, что насобирал подаянием. Женщин, понятное дело, нельзя. Нельзя ли быть монахом ежедневно, но только до обеда — мне не сказали, хотя я спрашивал. Все остальное время надо бубнить дурацкие тексты, чтоб от зубов отскакивало. Везде в государственных (и даже во многих частных) учреждениях вы можете увидеть специальные входы и стойки обслуживания для буддийских монахов. Наличие этих стоек определяется не только уважением, которое жители Таиланда испытывают к буддийским монахам, но и ограничениями, которые на этих монахов накладываются: не касаться денег, женщин и т. д. Ограничения дурацкие, но тем не менее, их соблюдают, иначе какой ты монах? Многие туристы видели в *монастырях и возле святынь* монахов, которые преспокойно берут деньги, и у женщин, в том числе. Так вот — это ряженые. Естественно, большая часть денег уходит тем (монахам?), под чьим протекторатом находится *святыня*. Почему я поставил в кавычки слова *святыня, монастырь*? Имею вполне резонное предположение, что некоторые из этих *святынь* построены ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ для туристов и сбора денег с оных. Начнем с того, что в Тае фактически всё — новодел. История Таиланда в том виде, в котором он пребывает сейчас, началась не более чем 200 лет назад. Лично я видел очень мало из того, что старше лет 50, хотя оно наверное имеется. Но нам не показывают. Но есть и реальные Будды, которые находятся в реальных монастырях и возле реальных святынь. Туристов завозят в один из храмов, где находится такой Будда. Что было: нехороший гражданин нашел святыню, переосмыслил свою жизнь, стал монахом… Жил долго-счастливо в этом статусе (его очень уважали), затем сел в медитацию, сказав *позвоните попозже!*, да так и остался, ни жив, ни мертв. Теперь его показывают — лежит в стеклянном ящике, и вроде как *не портится* и вроде как *температура тела 36 градусов*. На счет не портится — ок, допускаю. Но он усыхает, что видно естественно по трупу (телу?). Стало быть, физические процессы идут так, как положено природой. А значит, 36 градусов — не совсем понятно — откуда энергообмен? Как говорится — пока не пощупаю — не поверю. И вот еще — раз уж вы такие крутые (упоротые) буддисты, так вспомнили бы историю самого Будды(Гаутамы). В поисках своего пути Будда ушел в джунгли и сел медитировать, и медитировал 40 дней, не просыхая. А когда понял, что просто про*вёл* эти 40 дней бестолку, то вышел из медитации и попытался дотянуться до воды, чтобы напиться. Но сил не было. И подумал он: *вот я дурак, так испортить такое великолепное воплощение*. Но (случайно?) проходила рядом девушка, которая увидела его, признала в нем отшельника и поднесла ему воды и риса. Неужели эти монахи не видят аналогию? Их учитель, сел медитировать, потом через (40, 140?) дней понял, что тратит время зря, НО НЕТ ДЕВУШКИ! Зато есть туповатые ученики, которые засунули его в стекляшку на потеху туристам, и вот он опять входит в медитацию, думая *ну может хоть через год поумнеют?* — но нет. И вечно заперт он в своем сухом теле, полный вселенской мудрости — но передать ее — нет возможности. Лишь ученики тенями ходят рядом, сложив ладошки лодочкой и мелькают вспышки фотоаппаратов туристов. По правде говоря, весь этот цикл *обучения* монахов (извините, опять не могу без кавычек, почему — станет понятно далее) очень напоминает само колесо сансары. Вот рождается дитё — неразумное, но все прекрасно понимающее. Его отдают в монахи, где вместо того, чтобы сразу допустить к постижению истины, его сначала заставляют долго и тяжело работать (чтобы постиг тяготы жизни или просто отупел и не задавал вопросов?). Вторая ступень — заучивание огромного количества буддийских текстов — большей частью муть, не понятная никому, и скорее всего не особо уже актуальная. (тупей, тупей родной, ибо тебе потом постигать истину!). Ну и третья ступень. Потихонечку к медитации. Потихонечку. Не вылезая, так сказать, из основного русла речки. Шаг влево, шаг вправо — побег. Колесо крутится. Почему у большинства (если не сказать — у всех) современных Будд (их вроде 76) Таиланда есть обычно какая-то странная история, типа, был плохим, потом что-то произошло, потом стал помогать людям, стал монахом и вот — Буддой. Они не задумывались, почему мало кто из идущих *обычной дорогой* стали Буддами? Не та дорога.

*По делу: перед входом в храмы/святыни надо разуваться. Так как 99% обуви делают в Китае, и еще 95% народу ходит в Тае в шлёпках, то вероятность встретить *близнеца* солидная. Так и получилось, у моего друга увели шлёпки. Ну и он увел чьи-то. Без обид. 😉 Ставьте свои в место, где ни их не спутают, ни вы не спутаете.

P. S. Можно было бы написать намного больше, например, как я удрал от гида и попал на местный рынок в провинции.

Но уже хватит. Поездка в целом понравилась. Приятно, когда заранее угадываешь ход процесса, на который не имеешь прямого влияния. Глобализацию никто не отменял, и возможны лишь два варианта — или как все, или синтезированный для туристов музей под открытым небом, где каждый местный житель — своего рода актёр.