Город нашенский, или Прогулки по Владивостоку

Город нашенский, или Прогулки по Владивостоку

5 февраля 14:16

Владивосток — Россия
Май 2017

14 11

Вместо эпиграфа:

И продолжается наше кочевье.
Ты от привычного отмахнись…
Владивосток будто качели:
вверх — вниз, вверх — вниз…
Это — без наигрыша и рисовок —
у океана природа учится.
Это на спины щербатых сопок,
сопя и кряхтя, взбираются улицы.
С этими улицами поспорь.
Их крутизну положи в конверт…
Владивосток будто любовь:
вниз — вверх, вниз — вверх…
Капли прибоя утри со лба,
ветру серьезному поклонись…
Владивосток будто судьба:
вниз — вверх, вверх — вниз…
Та ли дорога или не та, —
в наших ладонях бессонный век…
Владивосток будто мечта:
вверх, вверх, вверх, вверх!

©Роберт Рождественский «Вверх-вниз»

****

Как удивительно бывает, живешь в Приморском крае, а бываешь во Владивостоке намного реже, чем где-либо. Если говорить точнее, то последний раз я здесь была в далёком 2009-м! Нужно было как-то исправлять этот пробел, и мне, наконец-то, представился случай поехать во Владивосток, пусть и в командировку. Всё свободное время, что у меня было, и насколько позволяла погода, я проводила на улицах города.

Остановилась я в небольшой гостинице в центре города на ул. Фонтанная недалеко от железнодорожного вокзала и от главной улицы города — Светланской, , поэтому было очень удобно делать свои вылазки в город.

Свой рассказ я хочу посвятить наиболее значимым местам центра Владивостока, рассказать об их истории. Возможно, кому-то захочется своими глазами увидеть такой необычный и далёкий от центра России город-порт, имя которому ВЛАДИВОСТОК.

***

Первым ярким впечатлением для тех, кто прибыл во Владивосток поездом, станет здание железнодорожного вокзала. Одно из старейших и красивейших сооружений приморской столицы построено в древнерусском стиле.

Владивостокский вокзал был заложен одновременно с железной дорогой в 1891 году при непосредственном участии цесаревича Николая Александровича, будущего российского императора Николая II.

Первое каменное здание отличалось почти аскетичной простотой и скромностью форм. Но после появления в Москве в 1912 году Ярославского вокзала возникла мысль построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях древней русской культуры, что символизировало бы единство и неделимость России. Эта идея была воплощена в жизнь во Владивостоке московским архитектором Ф. О. Шехтелем.

Владивостокская шутка: «Сядет москвич в поезд на Ярославском вокзале и приедет во Владивосток на Ярославский вокзал».

Прогуляться по этажам вокзала и рассмотреть его подробно снаружи — отдельное и большое удовольствие. Тут множество башенок, большие лучковые арки, колонны на входе, слуховые окна в виде кокошников. Все выполнено в традициях русской архитектуры эпохи модерна, а само здание напоминает древнерусский теремок, украшенный изображением Георгия Победоносца на белом коне, а также фигурками сказочных птиц и животных.

1 / 41 

Владивостокский вокзал — последний пункт Транссибирской магистрали, Тихоокеанский край России. О чем и свидетельствует столб с отметкой «9288 км» на перроне — это расстояние между Москвой и Владивостоком.

Кстати, выйдя из вагона поезда, не удивляйтесь, если первое, что вы увидите, будет романтическая надпись: «Морской вокзал». В этом одна из удивительных особенностей Владивостока — железнодорожный и морской вокзалы здесь соседи.

1 / 2  

Не пожалейте времени и зайдите в само помещение морского вокзала, отсюда открывается панорамный вид на бухту Золотой Рог и вантовый мост.

1 / 21 

И здесь, под крики чаек, вы наконец-то сможете полной грудью вдохнуть морского воздуха, а на обратном пути задержитесь на виадуке и взгляните на город, который террасами раскинулся по сопкам.

1 / 21 

Продолжая наше «кочевье» по Владивостоку, выходим на одну из центральных улиц — Алеутскую, и двигаемся вправо.

Свое название улица получила от шхуны «Алеут», моряки которой и прорубили просеку под строительство улицы. Этот район считается деловой частью города. Еще в 19 веке крупнейший предприниматель Дальнего Востока Юлий Иванович Бринер открыл здесь фирму, которая занималась морскими грузоперевозками. Именно он стоял у истоков судоходства в Приморье. Родившийся в Швейцарии, недалеко от Женевы, Юлиус Бринер эмигрировал сначала в Японию, откуда в 70-хгодах XIX века перебрался во Владивосток, получил российское гражданство и стал одним из влиятельнейших и богатейших предпринимателей города.

Во Владивостоке в 1920-м году появился на свет его внук, будущий обладатель премии Оскар, голливудская звезда пятидесятых годов прошлого века, Юлий Бринер. Вскоре его родители эмигрировали, Юл вырос за рубежом и сделал блистательную актерскую карьеру в США, став известным под именем Юл Бриннер (он добавил себе вторую «н» в фамилию, чтобы сохранить её звучание на английском). В 1957 году Юл Бриннер получил «Оскар» как лучший актёр года за главную роль в фильме «Король и я». В 2012 году в сквере у дома, где родился актёр, ему поставили памятник. На его открытии присутствовал сын Юла Бриннера Рок — частый гость Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого».

1 / 2  

Сейчас в бывшем здании торгового дома Бринеров располагается Дальневосточное морское пароходство. А по соседству — по адресу Алеутская, 15, сохранился особняк, построенный в самом начале ХХ века по проекту немецкого архитектора Георга Юнгхенделя, в котором жила семья предпринимателя.

1 / 21 

Далее по Алеутской в сторону центра выделяются дома № 17 и 19, в облике которых безошибочно угадывается стиль «сталинский ампир». Это два здания с одним «народным» названием «Серая лошадь». В конце 1930-х в городе не было построек выше 3–4 этажей, а эти — 7–8 этажные. Учитывая высоту потолков в домах — 3,5 метра, это были настоящие «небоскрёбы» Владивостока.

На крыше дома № 17 стоят четыре скульптуры, символизирующие единение народа и Красной армии — колхозницы, шахтера, красноармейца и лётчицы. Один был предназначен для работников Дальневосточной железной дороги, а другой — для сотрудников НКВД, пограничных войск и милиции. Происхождение народного названия этих двух великолепных зданий до сих пор остается загадкой. По самой распространённой (очевидной и поэтому маловероятной) из версий, когда-то на крыше одного из домов стояла фигура лошади. Другая версия — что авторами названия были моряки, которые окрестили так изначально столовую, где они обмывали разные жизненные поводы. Она им якобы напоминала другую столовую, находившуюся в Кронштадте возле фортов «Красная горка» и «Серая лошадь». Но наименование «Серая лошадь» прилипло сначала к «железнодорожному» дому, а потом и к «милицейскому». Между прочим, в одном из домов «Серой лошади» расположен магазин шоколада, и сладкоежки могут сделать здесь приятную остановку.

1

Дойдя до перекрестка, сворачиваем направо, на главную улицу города — Светланскую, которая на несколько километров протянулась вдоль бухты Золотой Рог. Это настоящая владивостокская «гранд-дама», самая историческая и впечатляющая из всех улиц города. Свое название она получила от фрегата «Светлана», на котором в конце 19 века прибыл во Владивосток великий князь Алексей Александрович Романов.

На плотно застроенной Светланской вы встретите красочное смешение различных архитектурных стилей. Например, православный храм и протестантскую кирху. И это еще одно свидетельство истории — ведь Владивосток создавали не только гражданские и военные из разных уголков России, но и приезжие из многих стран мира. Это были люди с предпринимательской и авантюрной жилкой, и все они формировали городскую среду с учетом своей национальной культуры.

1 / 41 

Так и создавался международный, своеобразный облик города.

Выйдя на главную площадь города, пересекайте ее по диагонали. Пройдя мимо белого небоскреба эпохи социализма — это здание администрации Приморья,

вы окажетесь лицом к лицу с величественным памятником Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Памятник установлен в 1961 году, он состоит из двух скульптурных групп с фигурами красноармейцев и партизан, между которыми на высоком постаменте стоит легендарный трубач со знаменем.

1 / 21 

Здесь же расположена стела, возведенная в честь присвоения Владивостоку звания «Города воинской славы». Ну, а дальше вниз по лестнице вы можете спуститься к Корабельной набережной либо свернуть на Океанский проспект.

На Океанском проспекте много интересных зданий, таких как бывшее здание Японского генконсульства с грифонами на входе, построенное в дорическом стиле в 1916 г. Сегодня в его стенах размещается гражданская коллегия Приморского краевого суда.

Главный фасад здания несет в себе один из основных мотивов дорической архитектуры — шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Главный вход в здание размещен в цилиндрической ротонде на углу. Входной портал обрамлен массивными пилонами, увенчанными статуями крылатых грифонов. Фасады декорированы фризами, по типу характерными для античной греческой архитектуры.

1 / 21 

В тридцатые годы двадцатого века отношения между Японией и Россией обострились, консульство начали подозревать в наблюдении за акваторией бухты Золотой Рог, и НКВД настояло на возведении любого рода стены перед его окнами. Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) и выступил в качестве такой стены. За несколько месяцев возвели примыкающую к консульству часть здания университета. В 1945 году японское консульство закрыли, и спешка в возведении Дальрыбвтуза потеряла свою актуальность.

1

Также на Океанском проспекте можно встретить старые здания с рисунками на морскую тематику и не только,

1 / 21 

а ещё памятник моряку дальнего плавания,

1

и множество разных зданий разных стилей и времён.

1 / 21 

Корабельная набережная— одно из самых любимых мест жителей и гостей города. Ведь именно отсюда началось строительство Владивостока в июне 1860 года. Здесь на дикий берег, где свободно бродили тигры, высадились моряки военного транспорта «Манджур», которым было предписано «занять и укрепить военный пост Владивосток».

О современной военной мощи Дальневосточного региона напоминают боевые корабли Тихоокеанского флота, которые всегда стоят у причала. Напротив расположено здание штаба ТОФ, откуда ведется управление военно-морскими силами и кораблями, как на базе, так и в морях, и необычными памятниками. Здесь музей-корабль «Красный вымпел», рында в память о первых моряках-подводниках Тихоокеанского флота, мемориальный комплекс в честь погибших в Великой Отечественной войне, часовня Андрея Первозванного.

1 / 31 

Но один из наиболее редких объектов — это подводная лодка С-56. Ее установили к 30-летию Великой Победы в 1975 году. В годы войны С-56 стала самой результативной из всех подлодок Советского Союза, а также впервые в истории страны совершила кругосветное плавание. И это отдельная героическая страница. Обязательно загляните внутрь лодки, знакомство с жизнью советских подводников времен Великой Отечественной войны увлечет не только детей, но и взрослых.

1 / 41 

Дизель-электрическую субмарину С-56 («С» означает «средняя») заложили в Ленинграде, а достроили во Владивостоке на Дальзаводе. В строй её ввели в октябре 1941 года. Год спустя лодка совершила небывалый по тем временам переход на Северный флот — через Тихий океан и Атлантику.

Командир С-56 капитан 2 ранга Григорий Щедрин — Герой Советского Союза.

На Севере С-56 успешно дралась с фашистами. На её счету — восемь боевых походов, как минимум четыре потопленных цели (два боевых корабля и два транспорта), не считая повреждённых. В 1944 году субмарина была награждена орденом Красного Знамени, в 1945-м — стала Гвардейской.

По некоторым оценкам, С-56 претендует на звание самой результативной советской подлодки (это мнение отражено в документальном фильме Сергея Брилёва «Тайна трёх океанов», вышедшем в 2014 году).Однако по отправленному на дно тоннажу она всё-таки уступает С-13 легендарного Маринеско, потопившего немецкий лайнер «Вильгельм Густлов», а также субмарине Л-3. По более осторожной формулировке, С-56 следует считать самой эффективной подлодкой ВМФ СССР в применении торпед.
После войны С-56 служила на Северном флоте, в 1954-м вернулась Северным морским путём на Тихий океан, тем самым первой из советских субмарин совершив «кругосветку». В 1975 году, к 30-летию Победы, лодку установили на Корабельной набережной во Владивостоке, возле штаба флота. Для этого пришлось разрезать корпус лодки на несколько частей и сваривать их уже на берегу.

Сегодня лодка входит в состав Мемориала боевой славы Тихоокеанского флота и числится филиалом Военно-исторического музея ТОФ. Это значит, что её служба, несмотря на вывод из боевого состава ТОФ, продолжается. В центральной и носовой частях С-56 внутренний облик отсеков полностью сохранён: можно потрогать матросские подвесные койки, заглянуть в жерло торпедного аппарата, посмотреть в перископ…

Говорят, что на войне «пятьдесят шестую» 19 раз объявляли погибшей, но она всегда воскресала. Теперь С-56 стала непотопляемой навсегда.

Не так давно на Корабельной набережной появился памятник писателю Александру Солженицыну, который вернулся в Россию из многолетней эмиграции и ступил на российскую землю именно во Владивостоке. Среди горожан установка памятника вызвала неоднозначную реакцию, т. к. многие считали, что есть более достойные известные личности, чья судьба намного больше переплетена с Владивостоком. Но так или иначе памятник стоит и уже стал частью набережной.

1 / 31 

Рядом в Адмиральском сквере установлен памятник Илье Муромцу у храма-часовни святого Андрея Первозванного, где хранится частица мощей богатыря. Богатырь символизирует нерушимость российских границ.

Этот памятник — подарок городу от одной из красноярских компаний, которая уже порядка семи лет сотрудничает с Приморьем. Скульптурное изображение было изготовлено в мастерской красноярского скульптора Константина Зинича. Герой древнерусского былинного эпоса предстанет перед горожанами в облике не богатыря, а святого.

1

1 / 3  

С Корабельной набережной открывается прекрасный вид на Золотой мост и бухту Золотой рог. А название бухте дал генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский, сравнив ее с одноименной бухтой в Стамбуле. Обходя залив Петра Великого в 1859 году, которому он же и дал это имя в честь отца российского флота, граф приказал основать тут военный пост, повелев: «Отсюда и владеть Востоком». Так и появился Владивосток — жемчужина Тихоокеанского побережья России.

Когда городу было всего 30 лет, его посетил будущий император России Николай II, а тогда еще двадцатитрехлетний цесаревич Николай Александрович Романов. В честь его визита на пристани воздвигли Триумфальную арку, которую еще называли Николаевскими триумфальными воротами. История этого памятника начинается в январе 1891 года, когда стало известно о предстоящем посещении города наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем Романовым. Владивостокская Городская Дума, рассматривая вопросы подготовки к встрече высокого гостя, приняла решение о сооружении в его честь «каменных триумфальных ворот». Проект был разработан городским архитектором В.Коноваловым. В марте того же года началось строительство, на которое город выделили 5 000 рублей, купеческое Общество добавило еще 4 000.

Триумфальная арка была сооружена в «русском стиле», характерном для подобного рода построек конца ХIХ — начала ХХ вв. С самого начала она символизировала морские ворота Владивостока, через которые будущий император должен был торжественно въехать в город. Так оно и случилось: 12 мая 1891 года под сводами арки городской голова Маковский встретил цесаревича Николая традиционными хлебом-солью на серебряном блюде. В советский период Триумфальная арка претерпела ряд изменений. В 1923 году с нее сняли все монархические эмблемы и символы, а саму арку переименовали в Комсомольскую. В 1927 году арку взорвали, уничтожая любое напоминание о царском режиме. А в 1930-м году ее разобрали как объект, не имеющий художественной ценности и мешающий проезду транспорта по ул. Первого Мая.

Вторая жизнь арки началась в 1998 году, когда известный владивостокский предприниматель Александр Ермолаев решил воссоздать ее на собственные средства. Так как чертежи не сохранились, облик памятника восстанавливали по старым фотографиям, историко-архивным и литературным источникам. 16 мая 2003 г. состоялось торжественное открытие арки.

Сегодня Адмиральский сквер рядом с подводной лодкой украшает точная копия прежней Арки Цесаревича, построенная в 2003 году.

Сегодня Арка Цесаревича и пространство вокруг нее пользуются популярностью у горожан и туристов. Буквально в двух шагах Музей города и Мемориальный комплекс Корабельной набережной.

1

Рядом с Корабельной набережной находится «молодая» набережная города — набережная Цесаревича. Ее открытие состоялось 27 октября 2012 года к 125-летию Дальзавода (одного из старейших предприятий Владивостока, при закладке которого присутствовал будущий император Николай II).

Набережная Цесаревича, по сути, большая прогулочная зона, подходящая и для катания на роликах и скейтбордах. С набережной открывается прекрасный вид на Золотой мост и на пришвартованные корабли в бухте Золотой Рог. В центре комплекса расположена большая детская площадка в виде корабля с горками, веревочными лестницами и качелями. Примечательными арт-объектами набережной являются большая шахматная доска, «Мост любви» и «Кровать примирения».

На набережных Владивостока всегда, даже зимой, кипит жизнь: мамы с детьми, молодёжь на скейтах, влюблённые парочки и столетние бабушки выходят сюда, чтобы надышаться свежим морским воздухом и ощутить себя частичкой социума. Хотите почувствовать себя своим в этом городе? Выходите на «набку», как говорят местные жители!

1 / 3  

В центре Владивостока, по соседству с Набережной Цесаревича, установлен необычный памятник — целая скульптурная группа. В её центре — русский спортсмен Василий Ощепков, получающий чёрный пояс из рук основателя дзюдо Дзигоро Кано.

1 / 41 

Василий Ощепков — человек удивительной судьбы. Он родился зимой 1892–93 гг. на Сахалине в семье столяра и каторжанки. Вскоре осиротел, в 1907-м попал в Токийскую православную духовную семинарию русского миссионера архиепископа Николая Японского. Здесь Василий начал заниматься борьбой дзюдо («дзюу-до»). Вскоре способного подростка взял к себе сам Дзигоро Кано, хотя в его школу Кодокан, позже ставшую мировым центром дзюдо, иностранцев принимали неохотно. Считалось, что японская программа подготовки непосильна для европейцев, да и русско-японская война закончилась совсем недавно…

В 1913 году Ощепков первым из русских и четвёртым из европейцев получил первый дан по дзюдо и чёрный пояс. Окончив семинарию, вернулся в Россию. Служил в контрразведке. В 1914 году по приглашению местного спортивного общества молодой мастер открыл во Владивостоке первую в России секцию дзюдо. Она располагалась в том самом здании на Корабельной набережной. Здесь занималось около 50 человек. В 1917 году во Владивостоке прошли первые в истории международные соревнования по дзюдо. С местными спортсменами состязались гости из Японии во главе с другим учеником Дзигоро Кано — Хидэтоси Томабэчи (фигура последнего также входит в скульптурную группу).

После революции Ощепков стал разведчиком. Сначала работал на Сахалине, под легендой «бэнси» (кинопрокатчика, «озвучивающего» немые ленты) получая и передавая в Советскую Россию данные о японских войсках. Затем слал донесения за подписью «Монах» уже из Токио…

С 1926 года Ощепков — в СССР. Тренирует военных, в 1929 году переезжает в Москву, становится инструктором Центрального дома Красной армии и преподавателем Государственного центрального института физкультуры. Начинает создавать на основе дзюдо и других единоборств новое боевое искусство, которое позже назовут «самбо».

Официальная дата рождения самбо — 1938 год, когда Спорткомитет СССР издал приказ «О развитии борьбы вольного стиля». Однако есть все основания считать временем появления нового единоборства уже 1932 год, когда в СССР утвердили комплекс ГТО второй ступени — в него вошла и «новая поясная борьба». Сначала её называли «дзюу-до», в 1938-м переименовали в «борьбу вольного стиля» — она уже серьёзно отличалась от дзюдо, да и отношения СССР и Японии ухудшились. Во второй половине 1940-х утвердился термин «самбо» — то есть «самозащита без оружия».

Сам Ощепков до мировой известности самбо не дожил. В октябре 1937 года его поместили в Бутырку по ложному обвинению в шпионаже в пользу Японии. Через считаные дни спортсмен скончался — по официальным данным, от сердечного приступа (в последние годы сердце у него действительно было больное). Доброе имя Василия Сергеевича восстановили лишь 20 лет спустя. Наряду с Ощепковым создателями самбо считаются и другие советские спортсмены — прежде всего Анатолий Харлампиев (ученик Ощепкова) и Виктор Спиридонов. Но Владивосток в любом случае имеет право называться родиной как российского дзюдо, так и самбо. Именно это имели в виду скульптор Пётр Чегодаев и архитектор Анатолий Мельник, увековечившие память о Василии Ощепкове — легендарном «русском ниндзя», «советском Джеймсе Бонде».

Полюбовавшись на обе набережные, арку и отдохнув в Адмиральском сквере, можно снова подняться на улицу Светланскую и повернуть налево. По пути встретятся несколько стильных торговых центров и кафе. Светланская во все времена славилась модными заведениями и магазинами.

Здесь же в поле зрения попадет и здание Главпочтамта, выстроенное в неорусском стиле. Рядом — скульптура женщины, которая спешит опустить в почтовый ящик письмо. Это знаменитая сегодня на весь Владивосток американка Элеонора Прей, которая на рубеже веков прожила здесь более тридцати лет и покинула его только в 1930 году. В своих письмах родственникам в Америку и Китай, которые изданы в нескольких книгах с ее же фотографиями, она писала о жизни города на протяжении десятилетий, создавая его летопись. Её даже прозвали первым блоггером Владивостока.

1 / 22 

От памятника Элеоноре Прей следуем дальше по ул. Светланской к ее любимому магазину, который тогда носил название «Торговый дом «Кунста и Альберса», а сейчас именуется ГУМом. Здание, возведенное в стиле модерн с элементами немецкого барокко, более ста лет назад стало украшением главной улицы. Кроме парового отопления, телефонов, лифта и прочих изысков здесь впервые в Сибири и на Дальнем Востоке провели собственное электрическое освещение.

Владивостокский ГУМ — одно из самых красивых и величественных исторических зданий не только Светланской улицы, но и, пожалуй, всего Владивостока.

Строительство здания велось с 1882 по 1884 год по заказу Торгового дома «Кунст и Альберс» по проекту немецкого архитектора Георга Юнгхенделя. Буквально все материалы для строительства везли морем из Европы: 124 стальные балки общим весом в 55 тонн, 25 тонн цветных плиток для пола, 2000 листов кровельного железа, цемент. Привезли даже печи и кованые двери, кирпич и кафель.

Первый в истории города каменный магазин открыл свои двери для покупателей 1 апреля 1884 года. В начале ХХ века здание торгового дома было отреставрировано и обрело облик, сохранившийся по сей день. Уровень благоустройства магазина был невиданным для Владивостока того времени: собственное электрическое освещение, паровое отопление, телефоны, лифт. Внутри установили массивные лестницы с кованными перилами, уцелевшие до наших дней.

Внешнее убранство здания, построенного в стиле модерн, поражало воображение: фасонный кирпич, маскароны (это такие маски на фасаде) с изображением персонажей древнегерманского эпоса, фигуры двух ангелов, один из которых держит в руках якорь — символ морской торговли, а другой — крылатый жезл античного бога торговли Меркурия.

Торговый дом «Кунст и Альберс», история которого столь же велика, сколь и драматична, прекратил свою деятельность в 1930 году. С 1931 года в здании функционирует городской универсальный магазин. В 2009 году были обнаружили подземные ходы, которые соединяли Владивостокский ГУМ с кинотеатром «Уссури» , а также два массивных сейфа, встроенных в стены. Открыть их, не повредив, пока не удалось. Что находится в сейфах, до сих пор остаётся загадкой.

1 / 22 

Погуляйте по магазинам ГУМа, а когда устанете, загляните в кафе «Душечка», интерьеры которого погружают во времена Элеоноры Прей. Там, делясь впечатлениями от экскурсии и наблюдая в окно за жизнью города, можно выпить чашку кофе с домашней выпечкой.

В советское время ГУМ был главным магазином города, в его внутреннем дворе располагались склады и жили охранные собаки.

Спустя более чем 130 лет территорию расчистили и облагородили, а помещения отдали местным энтузиастам из разных сфер. Здесь и гастрономия, кофейня, эклерная, бытовой сектор (парикмахерский салон и пр.)

По замыслу создателей «Дворика ГУМа», его резиденты — это неравнодушные горожане с большим желанием изменить среду вокруг себя, сохранив тот самый дух Владивостока.

На западной части пересечения улиц Светланской и Алеутской расположено здание Главного корпуса Музея имени В. К. Арсеньева, где проходят основные экспозиции и выставки. Оно построено в 1904 году по проекту архитектора И. В. Мешкова и принадлежало одному из компаньонов крупнейшей торгово-промышленной компании Дальнего Востока «Торговый Дом Чурин и Касьянов» Василию Петровичу Бабинцеву.

1

После революции в этом доме поочередно размещались: «Иокогама спешл банк», парикмахерская, шашлычная, губфинотдел, институт рыбного хозяйства и океанографии. Так что теперешний музей — это, можно сказать, вершина карьерной лестницы здания.

Любопытно не только само здание музея, но и его содержание. В хранилищах Музея собрано громадное количество экспонатов — около 600 тысяч, а площадок всего 9. Поэтому постоянные экспозиции, которые посвящены истории, культуре города и края, часто объединяются с временными выставками. Относительно недавно внутреннее пространство музея осовременили, освежив подачу исторических композиций. Изменилась и философия музея — из собрания важных, но мало кому интересных реликвий он превратился в пространство для активной познавательной деятельности. Так что стоит сделать здесь остановку и потратить час-другой на экскурсию.

Сам Музей был создан в 1884 году как Музей Общества изучения Амурского края, объединившего исследователей, общественных деятелей и коллекционеров. В сентябре 1890 года здание первого Музея было открыто для посетителей. Сегодня во Владивостоке есть возможность посетить четыре площадки музея: Главный корпус на пересечении улиц Светланской и Алеутской, Музей Города на ул. Петра Великого, 6, Дом путешественникаВ. К. Арсеньева на ул. Арсеньева, 7б и Дом чиновника Суханова на ул. Суханова, 9.

В Театральном сквере, недалеко от театра им. Горького и Академии искусств находится памятник В. Высоцкому. Владимир Семёнович изображен сидящим на ступеньках с гитарой в руках. Это «поющий» памятник — рядом установлена музыкальная аппаратура, из которой круглосуточно негромко звучат песни Высоцкого.

Единственный визит во Владивосток знаменитого актера, музыканта и поэта состоялся летом 1971 года. Он дал в городе шесть концертов. Впрочем, некоторые знатоки биографии Высоцкого утверждают, что тот побывал в приморской столице дважды. Приводят веские аргументы, свидетельства очевидцев и цитаты друзей.

22 мая 1971 года во время репетиции «Гамлета» на сцену упала тяжёлая металлическая конструкция с движущимся занавесом. По счастливой случайности, никто не пострадал, но по техническим причинам премьеру спектакля, намеченную на июнь, отложили до ноября. Возможно, именно «благодаря» упавшему гамлетовскому занавесу у Высоцкого появилась возможность приехать летом 1971 года во Владивосток.

А привез его во Владивосток обычный человек — Борис Иванович Чурилин, электромеханик с китобойной базы «Владивосток», познакомившийся с Владимиром Семёновичем в Москве.

Памятник выполнен из бронзы по проекту местного художника Петра Чегодаева. Средства на создание монумента собрали многочисленные почитатели певца и актера, в числе которых и тогдашний мэр города Игорь Пушкарев — большой поклонник творчества Высоцкого. Открытие памятника состоялось при большом стечении народа в день памяти Владимира Семёновича 25 июля 2013 года.

1 / 31 

Во Владивостоке около 40 православных церквей и часовен. Самый большой и величественный из них — Храм Покрова Божьей Матери.

Первый Храм в честь Покрова Божьей Матери был построен в 1902 году на территории городского кладбища, которое было местом упокоения нескольких поколений владивостокцев и приморцев. Пятиглавый Покровский храм был рассчитан на семьсот человек. После установления советской власти в 1923 году кладбище было закрыто. В 1934 году здесь началось строительство городского парка культуры и отдыха. Еще через год храм Покрова был взорван.

Кирпич взорванного храма использовали при строительстве Педагогического института (будущего ДВГУ), витая5-метровая лестница, которая вела на колокольню церкви, была перенесена на ТЭЦ и использовалась в котельном цехе. На фундаменте снесённой Покровской церкви был установлен памятник Ленину.

В 1991 году был объявлен сбор пожертвований на возрождение Покровского храма. Однако его строительство в силу разных причин откладывалось. Наконец, в сентябре 2004 года оно началось. В марте 2007-ого были освящены 10 колоколов, а 3 апреля они были установлены на колокольне. Вес самого большого из них — 1 300 кг.

Новый храм вмещает до 1 000 человек, а его внешний вид максимально приближен к пятиглавому первообразу. Площадь храма — 600 квадратных метров, а его высота вместе с крестом — 40 метров.

1 / 31 

Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского, прежде всего, посвящен памяти воинов Управления внутренних дел Приморского края, павших при исполнении своих служебных обязанностей. Высота храма — 21 метр, площадь каждого из двух этажей по 78 кв.м. Верхний придел (этаж) освящен в честь святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского, а нижний придел в честь святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. Автор архитектурного проекта — известный зодчий Валерий Моор. Рядом с храмом находится мемориал воинам УВД, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

1 / 3  

Архитектура старого Владивостока удивляет разнообразием стилей. Православные часовни соседствуют с лютеранской кирхой, некоторые каменные здания напоминают рыцарские замки романского стиля, немецкая готика соседствует с купеческими домами, построенными в стиле затейливого русского барокко, особняки с элементами классицизма стоят напротив домов, в которых угадывается восточная архитектура. Попадаются и здания, лихо объединяющие несколько стилей сразу.


1 / 7  

И это только на небольшом отрезке, который можно пройти пешком за полчаса от железнодорожного вокзала до Пушкинского театра.

Если пройти вдоль фасада Музея им. Арсеньева к морю, то в самом начале улицы Светланской вы увидите здание гостиницы «Версаль», построенное в стиле модерн.

1 / 21 

Возведено оно в 1909 году Иваном Мешковым. Здание принадлежало купцу 2-й гильдии Радомышельскому. В начале ХХ века это была благоустроенная гостиница «со всеми удобствами», магазинами на первом этаже, великолепным буфетом и рестораном. В начале XIX века на фасаде здания, на уровне тротуара, находились полукруглые ниши, в которых размещались скульптуры античных богов и богинь. Скульптуры были выполнены с такими откровенными подробностями, что воспитанницам владивостокских гимназий было строго запрещено посещать эту часть «Светланки».

В разное время здесь останавливались адмирал Колчак, Сомерсет Моэм, Бертольд Брехт, Хо Ши Мин. Литературный персонаж Юлиана Семенова разведчик Исаев (он же будущий Штирлиц), знакомится со своей будущей женой Александрой именно во владивостокской гостинице «Версаль». Кстати, буквально на днях напротив гостиницы «Версаль» ему открыли своебразный памятник.

1Фото из интернета.

Здание Пушкинского театра строилось в 1907–1908 годах на средства Собрания приказчиков. До революции он был крупнейшим культурным центром молодого поста Владивосток. Много раз менялась судьба здания, построенного на средства основателей Владивостока. Сегодня Пушкинский театр «взял под крыло» Дальневосточный федеральный университет.

На сцене Пушкинского выступали и местные артисты, и профессиональные труппы, и гастролеры, и известные люди того времени. В 1927 году знаменитый путешественник Руаль Амундсен со сцены театра рассказал о своих путешествиях. На этой же сцене танцевали Айседора Дункан и её приемная дочь Ирма, пел Леонид Утёсов. Театр посещали адмирал Колчак, композитор Макс Кюс, написавший вальс «Амурские волны». В зале Пушкинского театра в 1971 году состоялась памятная многим творческая встреча владивостокцев с Владимиром Высоцким.

В этих зданиях живет дух старого Владивостока, его непередаваемое очарование и живая история.

1 / 41 

А напротив Пушкинского театра здание главного корпуса бывшего Технического университета (ныне Инженерная школа ДВФУ), вход которого охраняют китайские сторожевые львы.

21 октября 1899 года прошло торжественное открытие первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке — Восточного института, построенного по проекту архитектора А. А. Гвоздзиовского. В 1907 году парадный вход в здание был украшен двумя привезёнными из Манчжурии статуями каменных львов, выполненных в стиле X–XII веков. Львы Восточного института были подарены представителем китайского правительства во Владивостоке, служившим при Приамурском генерал-губернаторе. Тогда же похожие изваяния были отправлены в Санкт-Петербург, которые и сегодня стоят у пристани на Петровской набережной. Позже институт был переименован в Дальневосточный государственный Технический Университет.

В настоящее время, выделяясь на фоне темно-красного цвета старинного кирпича здания университета, вход охраняют две симметрично расположенные статуи фантастических львов Восточного института во Владивостоке «ши-цзы», целиком высеченные из гранита. Есть одна интересная особенность — под лапой и на спине у одного из, казалось бы, одинаковых львов, можно обнаружить по маленькому львенку. Так китайские мастера выразили символическое различие между львами. Вот и получается, что скульптуры две, а льва — четыре: лев, львица и львята.

1 / 4  

И здесь же, на улице Пушкинской расположена нижняя станция фуникулёра, которому в 2017 году исполнилось 55 лет.

Фуникулёр Владивостока — дальний родственник знаменитых cable car’ов Сан-Франциско.

Но если сан-францисские трамвайчики, приводимые в движение проложенными под мостовой тросами, колесят по достаточно протяжённым и не таким крутым маршрутам, то фуникулёр Владивостока — это всего два вагончика с канатным приводом, которые ходят вверх-вниз по склону сопки Орлиной, связывая улицы Пушкинскую и Суханова.

Вообще сравнения с Сан-Франциско в отношении Владивостока приводятся так часто, что становится странно, почему эти два города до сих пор не побратимы. Возвращаясь в 1959 году из США через Владивосток, лидер СССР Никита Хрущёв объявил о планах построить здесь «советский Сан-Франциско». Вскоре после этого был дан старт проекту «Большой Владивосток», серьёзно изменившему облик города. В 1962 году открылся фуникулёр — первый и, как оказалось, единственный.

Сегодня в России всего два фуникулёра: в Сочи и во Владивостоке (не путать с канатными дорогами, которые иногда тоже называют фуникулёрами). Из-за своей экзотичности и открывающегося вида на бухту Золотой Рог владивостокский фуникулёр стал популярным туристическим объектом, несмотря на небольшую протяжённость маршрута (183 м — это 1,5 минуты в пути; короткое, но яркое удовольствие). Стоимость проезда на фуникулёре — 12 рублей.

Как правило, скучающие вагоновожатые с удовольствием (всё-таки развлечение!) отвечают на вопросы любопытствующих и даже иногда разрешают постоять в кабинке управления.

Ещё недавно постоянными пассажирами «фуника» были студенты — маршрут как раз соединяет верхние и нижние корпуса бывшего «Политена» (технического университета, ныне вошедшего в состав Дальневосточного федерального университета и переехавшего на остров Русский). Когда фуникулёр закрывался на ремонт и техобслуживание (это обязательная ежегодная процедура), студентам приходилось штурмовать крутую «лестницу здоровья» из почти 400 ступеней.

Владивостокский горный трамвайчик — предмет особой местной гордости. «Фуникулёр, фуникулёр, упрямый вагончик спускается с гор», — воспела его популярная группа из Владивостока «Туманный стон».

1 / 2  

1 / 4  

Уникальность ландшафта Владивостока — это город на сопках. Вершины сопок, которые находятся прямо среди городских кварталов, являются, по-существу, естественными видовыми площадками, с которых с высоты птичьего полета открываются захватывающие дух панорамы.

Самая популярная и обустроенная видовая площадка Владивостока — «Орлиное гнездо». Отсюда открывается прекрасный вид на бухту Золотой рог. Любуйтесь бухтой, дышите морем. В конце концов, Владивосток — один из самых красивых и необычных городов страны.

1 / 5  

Здесь же находятся памятник создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, граффити южноафриканского художника Sonny с изображением самой редкой кошки планеты — дальневосточного леопарда, камни дружбы с японским городом-побратимом, арка желаний. Если времени во Владивостоке в обрез, посетите только видовую площадку. Прекрасный вид открывается в любое время суток.

1

Гуляя пешком по центру города, невозможно пройти мимо владивостокского Арбата. Так называется пешеходная часть улицы Адмирала Фокина — место, любимое не только жителями Владивостока, но и туристами. В девяностые годы из-за многочисленных киосков и ларьков, где продавался недорогой китайский ширпотреб, эту улицу окрестили попросту «Торговой». Но в новом веке она преобразилась, изменилась сама атмосфера этой улицы, идущей прямо к морю — на Спортивную гавань. Тут появились искристые фонтаны, оригинальные клумбы и удобные скамейки. В исторических зданиях вдоль улицы действуют уютные кофейни, модные магазины и бюджетные хостелы. На Арбате уже установились свои традиции: здесь встречаются с друзьями, устраивают деловые встречи и любовные свидания. Летом часто выступают уличные музыканты. А любителей исторических тайн и восточной экзотики наверняка привлекут внутренние дворики Миллионки, где сохранился антураж китайских кварталов начала 20-го века.

1 / 41 

Спускаясь по Арбату вниз, вы попадете прямиком на набережную Спортивной гавани. Одно из старейших и любимых мест отдыха владивостокцев. Когда-то давно здесь располагались первые купальни: воды Амурского залива славились повышенной соленостью, а потому считались целебными. А в начале ХХ века вдоль береговой линии находился популярный среди горожан рынок, где торговали свежей рыбой и морепродуктами.

Благоустроенный пляж с водными станциями, соляриями, спортивными площадками и оздоровительным комплексом был создан здесь в 1953 году. С тех пор это место стало называться Спортивной гаванью, или «берегом здоровья» — как именовали его местные жители. На набережной разбили прогулочные аллеи, построили кафе с открытыми летними террасами, подпорные стены облицевали мрамором, а прогулочную зону выложили брусчаткой. Этому месту вполне можно посвятить несколько часов неспешной прогулки. Центральный городской пляж, море с яхтами, морской ветер, очертания мыса Песчаный на той стороне заливе — все это в вашем распоряжении.

Прогуливаясь вдоль моря, вы сможете заказать свой портрет у замечательных владивостокских художников, который будет исполнен буквально за тридцать минут. И непременно обратите внимание на «Тигриную аллею», где на тринадцати плитах изображены следы тигров и написано название страны, в которых сегодня обитают эти редкие кошки. Появление такой аллеи вполне понятно, ведь Приморье — это страна амурского тигра.

1 / 3  

Если вы путешествуете с детьми, загляните в Парк аттракционов. Для детей там карусели, автодром, а с колеса обозрения открывается прекрасный вид на центральную часть города и гавань. Взглянув на Владивосток с высоты, вы лишний раз убедитесь, как украшают городской ландшафт сопки, на которых он раскинулся.

А слева от старого здания Океанариума начинается широкая лестница, которая ведет к Музею Владивостокская крепость. Этот уникальный исторический объект будет интересен всем, кто интересуется военно-морской историей Дальнего Востока. А еще в музее собрана редкая коллекция кирпичей, изготовленных на заводах Приморья в начале20-го века.

Главной достопримечательностью Спортивной гавани по праву считается великолепный светомузыкальный фонтан. Построенный к 125-летнему юбилею города, он к 2005 году пришёл в полную негодность, а в 2012 году был отстроен заново и теперь работает в выходные и праздничные дни. Хотя я не разделяю восторгов по поводу дизайна фонтана, выглядит он, мягко сказать, примитивно. Но, учитывая, что несколько лет назад Владивосток и фонтаны были два несовместимых понятия (в городе их не было вовсе), то сейчас можно сказать, что всё хорошо))

В 2013 году на набережной Спортивной гавани появился арт-объект, который сразу стал любимцем горожан — два бронзовых тигренка, символизирующие заботу человека о сохранении редкой кошки.

1

А вот бетонной скульптуры Русалки, несколько лет торчавшей из прибрежных волн и претерпевшей на своём коротком веку массу приключений от отрыва головы до утопания, здесь уже нет.

Перейдя дорогу и оставив справа набережную Спортивной гавани, вы увидите здание кинотеатра «Океан». Если вы отдыхаете во Владивостоке в сентябре, в так называемый «бархатный сезон», когда кинотеатр становится еще и площадкой кинофестиваля «Меридианы Тихого», то вам стоит сходить на сеанс японского, китайского или сингапурского кино.

Когда вы обойдете вокруг кинотеатра, то встретите хозяина тайги — уссурийского тигра, увековеченного в бронзе. Среди туристов считается доброй приметой почесать эту кошку за ухом. Сопка, где стоит скульптура, называется Тигровая. В первые годы жизни Владивостока тигры были частыми гостями на его улицах и наводили панику на жителей. Они почти уничтожили всех местных собак, нападали на лошадей, коров и даже людей. Сейчас на улицах города можно встретить только бронзовых или каменных тигров.

1 / 2  

Тигров у нас любят и даже почитают — тигр изображен на гербе города, а каждый год в конце сентября во Владивостоке проходит праздник — День Тигра.

Выше кинотеатра расположен сквер, названный в честь русского флотоводца и знаменитого ученого, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.

Здесь же стоит памятник исследователю. В конце 19 века Макаров внес множество предложений по совершенствованию флота: внедрил бездымный порох, изобрел специальные наконечники для снарядов, которые пробивали самую крепкую броню, участвовал в создании первого ледокола России «Ермак». Командующий Тихоокеанской эскадрой С. О. Макаров погиб во время русско-японской войны в феврале 1904 года близ Порт-Артура на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине.

2

Выйдя на улицу Набережную, отправляйтесь вверх к ротонде. Это место очень популярно среди владивостокских романтиков. Хотя уединиться и не получится, зато отсюда можно любоваться прекрасным видом Амурского залива. А в День Военно-морского флота, который отмечается в конце июля, места возле ротонды лучше занимать заранее — это наиболее удачная точка для наблюдения за парадом военных кораблей.

Виды из ротонды:

1 / 31 

Транссибирская железнодорожная магистраль оканчивается на 9 288 километре во Владивостоке. Великий Сибирский Путь через Евразию соединяет крупнейшие города России от Москвы до берегов Тихого океана.

Здесь же, по соседству с железнодорожным вокзалом, как я уже сказала в начале рассказа, обосновался вокзал морской, к причалам которого швартуются круизные лайнеры под флагами Японии, Нидерландов, Бермудских и Багамских островов. Кроме того, город-порт посещают легендарные «принцессы» классов Gem, Royal, Grand и других.

Видеть перед своими глазами круизный лайнер, огромный, словно дом, и великолепный, точно дворец, действительно впечатляюще. В России на данный момент всего несколько городов принимают многопалубных гигантов непосредственно у своих причалов — Санкт-Петербург, Сочи, Новороссийск и Владивосток. На Сахалине, к примеру, лайнеры встают на якорь в ста метрах от берега, а пассажиры добираются до острова на малых судах.

Прибытие круизного лайнера во Владивостоке воспринимается лично, будто гостей принимает не город, а непосредственно ты. Многие владивостоковцы приходят на морской вокзал наблюдать, как великолепное судно заходит в порт, и встретить его на причале. На самом деле, это такой трогательный момент, когда все пассажиры собираются на палубе помахать горожанам рукой, а им машут в ответ со всей искренностью своих чувств.

Незадолго до швартовки увидеть, как судно проходит сквозь створы морских ворот, можно с нескольких точек. Например, с Новосильцевской батареи, находящейся возле выхода моста на остров Русский, или с Токаревской кошки возле маяка.

Кроме причала посмотреть на лайнер-гигант стоит еще с нескольких мест. Остановитесь на Центральной площади и посмотрите на море: только здесь вы можете увидеть перспективу Золотого рога и морские ворота. Эти створы, мыс Голдобина и мыс Эгершельда, оказываются почти на одном уровне с вами, а дальше видны только правильные очертания острова Русского. Именно так можно поймать ощущение портового города и увидеть, как швартуется исполинское судно — на фоне «принцессы» каждый корабль, стоящий на якоре вдоль бухты «Золотой рог», покажется вам игрушечным.

Масштабы лайнера можно оценить, даже просто спускаясь по Океанскому проспекту.

1 / 22 фото из интернета

Во время стоянки многопалубного судна на берег сходит от нескольких сотен до двух с половиной тысяч пассажиров и часть обслуживающего персонала. Одни туристы организовываются на групповые экскурсионные программы, другие же предоставлены сами себе по собственному желанию. Можно целый день гулять по городу и на каждом шагу встречать множество интересных иностранцев, которые открыты к общению. Всех красивых девчонок ежеминутно просят остановиться ненадолго для совместной фотографии. «Арбат» и набережная Спортивной гавани полны прогуливающихся гостей, а из каждого переулка слышится заморская речь.

За день — практически в каждом порту мира круизное судно стоит на якоре не более суток — туристы успевают рассмотреть Владивосток с ближайших сопок и даже прокатиться по окрестностям. Например, совершить путешествие от конечной точки Транссиба до станции Угольная, туда и обратно. Этот небольшой кусочек пути, где можно испытать колоссальное впечатление, становится очень символичным. И если для владивостоковца такой маршрут покажется несколько банальным, то он едва ли осознает размер собственной страны. В мире нет более длинного пути, чем Транссибирская магистраль, и практически каждый иностранец восхищается масштабом России и железной дорогой, пересекающей эти необъятные земли.

=

Иностранцев, впервые посетивших город, как правило, Владивосток впечатляет абсолютно.

=

Сто лет владивостокцы мечтали о мосте. Мосте через узкую бухту Золотой Рог, рассекающую город на две части. К северу — исторический центр, а ещё дальше курортный пригород — Седанка, Санаторная, Садгород. А к югу — забитый туманом, судоремонтными, судостроительными и прочими военными заводами, с рыбным портом район, одним словом описываемый как Чуркин (по названию мыса).

Наконец, в начале 21 века федеральное правительство сказало: «Вы хотели мост? Нате вам — три!» Через бухту Золотой Рог, а еще через пролив Босфор Восточный на Русский остров и через Амурский залив с полуострова-Де-Фриза на Седанку. И город ошеломленно затих в ожидании чуда.

Мосты нужно было построить за три года к Саммиту АТЭС-2012. Никогда прежде в России не строились мосты над морскими проливами. Никогда прежде в России не строили вантовые мосты, чтобы перекрыть такие расстояния. Никто такие мосты в России еще и не проектировал. Никто в мире не строил подобные мосты за три года. И спасение было только в том, чтобы позвать японцев или китайцев, у которых подобный опыт уже был. Но всё пошло не так. Мосты спроектировали в Петербурге. Начали строить сами. Позвали только французов и то потому, что у них лучшие ванты в мире.

=

Для вантовых мостов нужны высокие опоры. Обычно их строят в виде буквы «А», а во Владивостоке через Золотой Рог их начали строить в виде буквы «V». Оптимисты говорили, что это символ победы и патриотизма, пессимисты уверяли, что это рожки дьявола и ничего не выйдет. Бетонные башни росли каждый день над самым центром города, и все волновались — не отклоняются ли они от оси вертикали? Не отклонились. Грунт не просел. Цунами не смыло. Пожар не спалил. Мосты были возведены в срок и связали город и пригород бетонно-асфальтово-стальными артериями.

До того, как появился мост, объезжать вокруг бухты Золотой Рог можно было часа полтора. Теперь дорога из центра до полуострова занимает 5 минут на своей машине.

НЕМНОГО ФАКТОВ:

Мост через Амурский залив:
4 362 м длиной — 3-й по длине в России.

Мост на остров Русский:
высота пилонов 324 м (2-йпо высоте в мире), длина пролета 1 104 м (самый длинный на то время в мире), общая длина 3 100 м, высота над водой 70 м.

Мост через бухту Золотой Рог:
высота пилонов 226 м, длина пролёта 737 м, общая длина 1 388 м, высота над водой 60 м.

1 / 41 

=

Теперь гостей города непременно катают по всем трём мостам. Хочется сказать «с ветерком», но ограничение по скорости не даёт любителям быстрой езды разогнаться как следует. Хотя ветра во Владивостоке и без того хватает, и зимой водителям маленьких и лёгких машинок на мосту на остров Русский приходится корректировать курс с учётом погодных условий — машину иногда сдувает с выбранной для движения полосы!

=

Все три моста закрыты для пеших прогулок. Золотой и Русский изредка открывают по особым случаям, например, для проведения флешмоба с замахом на книгу рекордов Гиннеса или международного марафона.

*****

Безусловно, во Владивостоке ещё очень много проблем: все улицы забиты автомобилями, сложный климат и рельеф, многие здания и районы требуют хорошего ремонта… Но самое главное, что Владивосток не стоит на месте, это развивающийся и очень живой город. Это город, круто замешанный на морской соли. Это русский город, но его можно назвать как европейским, так и азиатским. Город, который отпускает, но не даёт себя забыть…

Каждый, кто побывал или побывает во Владивостоке, сам определит, что значит для него этот город. Лично для меня он заново открылся после многолетнего перерыва. И я его прочувствовала и полюбила, и скажу ему словами из известной песни: «Владивосток, а знаешь, я ещё приеду, дай мне срок!».