Мосты Москвы

Мосты Москвы

13 мая 19:24

Москва — Россия Май 2018

20
29

Погожим майским вечером нам удалось попасть на достаточно редкую экскурсию, связанную с историей московских мостов, которая проводится на речном трамвайчике, курсирующем по Москве-реке в центре столицы. Такого рода экскурсии являются совместным проектом Музея истории Москвы и компании Речфлот и проводятся, как правило, в рамках дней культурного и исторического наследия. От экскурсии остались прекрасные впечатления и неплохие с нашей точки зрения фотографии, которыми хотим поделиться с любителями московских историй.

Есть мосты Венеции, мосты Гамбурга, мосты Порту и много других — немало из них мы уже видели, но нет в нашей коллекции фотографий мостов родной Москвы и решено было исправить ситуацию. Главные московские мосты: Крымский, Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский были открыты в 1938 году практически одновременно с вводом в эксплуатацию канала Москва-Волга. Именно в апреле 1938 года началось наполнение русла Москвы-реки волжской водой. В прошлом году отмечалось 80-летие канала, в этом году празднуется 80-летие главных мостов Москвы. Мосты были спроектированы и построены в соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Надо признать, что сегодняшний облик Москвы во многом сформировался именно благодаря плану 1935 года.

Сегодня трудно представить как выглядел центр старой Москвы: подтопленные берега Москвы-реки, мелеющее летом устье, которое можно было перейти вброд около Кремля, но с другой стороны случались серьезные наводнения в период половодья. На берегах Москвы-реки стояла масса промышленных предприятий: текстильных, механических, химических заводов, здесь, например, располагался огромный немецкий завод Байер, который производил красители для русской текстильной промышленности. На всех заводах стояли паровые машины, и они все требовали огромного количества воды, и вся эта вода выкачивалась из Москвы-реки. В начале 30-х годов произошел резкий рост населения Москвы, началась индустриализация, городу требовалось все больше рабочих рук. Город рос, ему нужна была питьевая вода и это было огромной проблемой для его развития. Поэтому было решено соединить Волгу и Москву-реку. Первая цель, которая была поставлена — доставить волжские воды в Москву, а вторая цель — сделать Москву-реку судоходной, чтобы по ней могли пройти суда волжского класса.

Но когда спроектировали канал Москва-Волга, то стало ясно, что суда Волжской флотилии могут дойти только до Химкинского речного вокзала, а плыть дальше им мешают старые московские мосты. Как правило, они строились вровень с набережными и имели небольшую высоту пролета над водой. С вводом в эксплуатацию канала Москва-Волга уровень воды в Москве-реке должен был подняться на 3 метра и это еще больше бы осложнило вопрос судоходства под старыми мостами. Мосты на Москве-реке необходимо было поднимать. Кроме этого в Москве проектировались новые автомагистрали, вдоль набережных также планировалось открыть автомобильное движение, поэтому нужны были мосты с автомобильными подъездами, поднятыми над уровнем набережных. Была проведена масса архитектурных и инженерных конкуров на проектирование новых московских мостов и за достаточно короткое время были построены мосты нового типа: с широкими береговыми проездами и с высокими пролетами, не мешающими движению речных судов. Старые мосты были капитально реконструированы. И это позволило 1 мая 1938 года Волжской флотилии пройти к центру Москвы, и они встали в парадном строю с транспарантами под стенами Кремля от Большого Каменного моста до Большого Москворецкого моста. В то время появился такой, как бы его сегодня назвали, слоган: «Волга у стен Кремля». Волга действительно во всей своей красе подошла к стенам древнего Кремля.

Это было очень торжественное мероприятие, действительно ознаменовавшее серьезное достижение советского государства по переброске вод Волги в Москву. Но мало кто тогда понимал и, наверное, мало кто сегодня помнит, ценой какого труда, скольких усилий и какого количества человеческих жизней создан канал Москва-Волга. Читали мнения специалистов, что сегодняшней России не поднять такого проекта ни по темпам строительства, ни по объемам работ. Благодаря титаническим усилиям строителей канала Москва вот уже 80 лет использует волжскую воду и владеет уникальным сооружением, практически не имеющим аналогов в мире. 80-ти летний юбилей этого события — повод вспомнить ещё один трудовой подвиг советских людей.

Два слова про Волжскую флотилию. Суда флотилии были спроектированы и построены специально для навигации по каналу Москва-Волга и в её первоначальном составе было 12 судов: 4-е теплохода каютного типа на 1200 мест, головным был, разумеется, теплоход «Иосиф Сталин», 4-е катера на 300 мест, головной катер носил имя «Летчик Леваневский» и речные трамвайчики на 120 мест. Ни одного из судов той исторической Волжской флотилии, пришедшей в 1938 году к стенам Кремля, к сожалению, не сохранилось. Сегодня в составе Речфлота есть речные ретро-трамвайчики из той же серии, что входили в Волжскую флотилию. На одном из подобных трамвайчиков под названием «Мария» мы и катались по Москве-реке в один из майских вечеров 2018 года, внимательно разглядывая главные московские мосты.

Старт путешествия был от причала под названием Патриарший, он расположен около храма Христа Спасителя. Каждые полчаса от этого причала отходят речные трамвайчики со стандартной часовой прогулкой по центру Москвы примерно по тому же маршруту, по которому проходила наша экскурсия. При желании в любой день в любое время можно совершить речную прогулку по центру Москвы, это весьма увлекательное и интересное мероприятие.

3

Патриарший пешеходный мост с рекламой речных прогулок от компании Речфлот

3

Причал Патриарший

7

Вид от причала Патриарший в сторону Красного октября и памятника Петру I

7

Вид от причала Патриарший в сторону Большого Каменного моста

2

Речной ретро-трамвайчик под названием Мария

5

Храм Христа Спасителя с воды

5

Патриарший пешеходный мост с воды. Одним из авторов проекта Патриаршего моста является Зураб Церетели. Мост перекрывает одновременно и Москву-реку и Водоотводной канал.

6

Комплекс зданий Красного октября с воды. Надо признать, что это нагромождение зданий: офисных, выставочных, различных ресторанов и клубов в целом имеет не очень презентабельный вид.

4

Вид на памятник Петру I Зураба Церетели с воды. Сооружение с реки действительно смотрится более эффектно, чем с берегов.

2

Вид на Третьяковскую галерею на Крымском Валу с воды

1

В таких домах с панорамным остеклением на Пречистенской набережной расположена самая дорогая московская недвижимость

Именно в 1938 году сформировался облик центра Москвы. Москва-река стала главной магистралью города. Двигаемся по ней на речном трамвайчике против течения Москвы-реки. Первый мост на пути — Крымский. Крымский мост — единственный подвесной мост через Москву-реку. На берегах установлены две пары высоких башен-пилонов высотой 27 метров, между ними протянута цепь длиной почти 300 метров. На этой цепи подвешено цельнометаллическое полотно моста. Это самый длинный мост такого типа в России, за рубежом есть более длинные мосты подобного типа, например Золотой мост в Калифорнии, но там другая конструкция полотна, для его формирования используются коробчатые фермы. Конструкция моста клепанная, всего использовано 26 тонн клепок. Крымский мост в Москве самый большой мост в Европе по количеству использованной стали, т. к. в конструкции моста применяются не металлические тросы, а цельнометаллические пластины. У мостов всегда два автора: архитектор и инженер. Архитектором Крымского моста является Александр Власов, создатель ВОПРА — Всероссийского объединения пролетарских архитектов, главный архитектор Москвы и автор многих знаковых сооружений Москвы, в том числе спортивного комплекса Лужников. Расчеты Крымского моста делал инженер Борис Константинов. Мост введен в эксплуатацию в 1938 году — это первый мост-юбиляр на нашем пути.

5

Крымский мост Москвы

3

Пилоны Крымского моста

2

Цепи Крымского моста

Следующий мост после Крымского вверх по течению — пешеходный Пушкинский мост, соединяющий Пушкинскую набережную Нескучного сада с Фрунзенской набережной. Один из старейших московских мостов. Мост-путешественник, его передвигали и перепрофилировали в пешеходный, первоначально это был железнодорожный мост. Архитектор этого моста — Александр Померанцев, автор здания ГУМа. Инженер проекта — Александр Проскуряков, один из видных представителей русской мостостроительной школы. В основе Пушкинского моста лежит серповидная арка с т.н. ездой посередине. Для конструкций мостов через Москву-реку характерна именно подобная арка. Строился мост с 1902 по 1906 год, поэтому металлическим конструкциям Пушкинского моста уже более 100 лет. Первоначально мост назвали Сергиевским — в честь столичного генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича Романова, убитого эсерами. Потом в 1922 году у моста отобрали царское название, назвали Андреевским, а после того, как его перевезли в 1999 году на баржах к Пушкинской набережной, его переименовали в Пушкинский. У Пушкинского моста есть мост близнец — мост Богдана Хмельницкого около Киевского вокзала, введенный в строй в 2001 году, в его основе также использована металлическая арка конструкции Александра Проскурякова.

6

Пушкинский мост Москвы

5

Береговые устои Пушкинского моста

3

1

Любимое занятие молодежи — сидеть на несущей арке Пушкинского моста. Зрелище на самом деле не для слабонервных.

2

Пушкинская набережная. Получила название в год 100-летие со дня смерти поэта, по какой-то причине советское правительство решило отметить эту дату.

1

Фонтан Купальщица на Пушкинской набережной. Автор Пушкинской набережной Александр Власов, автор Крымского моста и Лужников. Пушкинская набережная стоилась под открытие канала Москва-Волга. Изначально набережная планировалась как прогулочная, была капитально отделана бетоном и облицована гранитом. По проекту Власова на набережной был устроен фонтан, ещё в 19 веке на этом месте находился каскадный переливный фонтан. Фонтан исполнен в виде девушки, приготовившейся к прыжку в воду. Чуть ниже размещены два пионера с карпами в руках.

Следующий мост Новоандреевский, его построили в 2000-х годах на месте старого Андреевского моста, который переместили ниже по течению к Нескучному саду и переименовали в Пушкинский. Одной из частей Новоандреевского моста является автомобильный мост, по которому проходит трасса третьего транспортного кольца. Новоандреевский мост — это повторение конструкции Александра Проскурякова, но в более современном виде. Использована та же серповидная арка, повторены башенки, но облицованы они не диким камнем, а современным клинкерным кирпичом. Мосты получили название Андреевские по названию рядом расположенного Андреевского монастыря и Андреевской богадельни. В этом монастыре в свое время была открыта первая греческая школа и фактически это колыбель русского образования. Удивительно, но в советское время это царское название так и осталось за мостами.

3

Новоандреевский мост

2

Береговые устои Новоандреевского моста

2

Причал на Москве-реке под названием Андреевский

2

Расположенное недалеко от Новоандреевского моста и Андреевской пристани здание Российской академии наук. Здание венчает конструкция, получившая в народе название «золотые мозги». На солнце эта конструкция действительно отливает золотом.

Последний по маршруту мост вверх по течению Москвы-реки — Лужнецкий метромост. Мост построен в 1958 году. Автор инженер Константин Андреев, он решил применить революционное на тот момент конструктивное решение на основе преднапряженной железобетонной арки. Все построенные до того момента московские мосты были стальные. Кроме этого впервые на мосту было решено расположить станцию метро. До строительства Лужнецкого метромоста Андреев построил знаменитый мост «Дружба» над Дунаем, соединяющий Румынию и Болгарию. В 1957 году была проведена уникальная инженерная операция, с помощью плашкоутов — специальных больших барж привезли по реке и смонтировали на месте две половинки железобетонной арки моста. Но с железобетонной аркой этого моста произошла нехорошая история. Строители спешили к очередной дате и добавили в бетон добавку, чтобы ускорить его застывание. Добавка была на основе солей натрия, которые в итоге разъели залитые стальные конструкции и они потеряли прочность. Через 25 лет эксплуатации мост пришлось закрыть, были проложены временные мостовые конструкции по бокам оригинального моста для движения без остановок метропоездов и автомобилей. 20 лет длился ремонт моста, железобетонная арка была заменена на стальную, но с теми же расчетными параметрами, что и оригинальная. Сегодня внешне Лужнецкий метромост выглядит так, как он был построен в 1958 году, но сделан он уже из других материалов, а в его основе используется не железобетонная, а стальная арка. Тем не менее, преднапряженные бетонные конструкции сегодня очень широко используются в современном мостостроении.

1

Лужнецкий метромост. На фотографии видно, что полотно автомобильной дороги идет с возвышением из низкой части, где находятся Лужники и где использовались насыпные грунты, на высокий правый берег Москвы-реки.

2

Лужнецкий метромост

На Лужнецком метромосту сегодня действует станция метро «Воробьевы горы». Эту весьма оригинальную станцию метро с панорамным остеклением и самым длинным перроном в 188 метров спроектировал выпускник МАРХИ Михаил Марковский, который много работал в московском метро. Он один из авторов станций Киевская, Университет, площадь Ногина и др. На момент открытия в 1958 году эта станция метро называлась «Ленинские горы».

1

Состав метропоезда на Лужнецком метромосту

1

Канатная дорога в Лужниках. Эту канатную дорогу, соединяющую две реакционные зоны Лужников также надо причислить к новым мостам Москвы, ведь она также соединяет два берега Москвы-реки. Эта необычная переправа через Москву-реку появилась сравнительно недавно и таких канатных дорог через реку ещё не было в истории Москвы.

1

Там вдали за рекой… Москва-Сити

Далее речной трамвайчик разворачивается и возвращается к храму Христа Спасителя. На обратном пути по правой стороне попадаются две беседки-ротонды. Между ними расположена самая старая набережная Москвы-реки и одна из самых старых частей парка Горького. Эта набережная в свое время ограничивала сад Голицынской больницы. В старые времена здесь были расположены владения Голицына, эти земли были ему переданы городом под устройство староприимного дома и больницы. У всех больниц было принято делать сады и Голицын также устраивает здесь сад.

2

Одна из беседок-ротонд, огранивающих владения Голицына. Старинная набережная облицована не гранитом, а известняком, он более светлый по цвету.

2

Ещё одно знаменательное место на набережной Москвы-реки — ступеньки, спускающиеся к реке — место бывшей водной станции спортивного общества Динамо. Здесь прямо на Москве-реке огораживался бассейн, проводились соревнования по плаванию и водным видам спорта.

Следующий мост-юбиляр вниз по течению от храма Христа Спасителя — Большой Каменный мост. Очень давно здесь был брод, т. к. здесь был расположен один из 2-х порогов Москвы-реки. Первый каменный мост на этом месте построили в 1692 году, и он получил название Всехсвятского. Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка о дороговизне чего-либо: «Дороже Каменного моста!». По свидетельству историков этот каменный мост почитался одной из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней и Царь-колоколом. Мост был поврежден половодьями 1783 и 1786 годов, пострадал от пожара 1812 года. Пришел в негодность в 1856 году, на его месте возвели первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Последний просуществовал до 1937 году, когда был построен новый мост с береговыми подъездами и высокими пролетами для прохождения волжских судов.

7

Большой Каменный мост

5

Вид на Кремль с Москвы-реки

6

Вид на Кремль с Москвы-реки

Следующий третий мост-юбиляр — Большой Москворецкий мост также имеет богатую историю. На этом месте издревле находился наплавной мост. В 1872 году были установлены металлические пролёты стационарного моста. Автор современной версии моста архитектор Щусев. В конструкции моста также была использована стальная арочная конструкция, но целиком скрытая под облицовкой из розового туфа. Идея облицовки моста розовым туфом принадлежала лично Щусеву. Он предложил такую отделку моста, чтобы его внешний вид гармонировал с красным кирпичом кремлевских стен. В основу архитектурного решения Большого Москворецкого моста легли любимые Щусевым образы архитектуры Флоренции, итальянской архитектуры эпохи возрождения. В архитектурном решении Москворецкого моста можно увидеть в том числе и мотивы флорентийских мостов через Арно. Щусев запланировал разместить на мосту два фонтана и скульптурные композиции, но началась война и эти планы архитектора не исполнились. 30-е годы называют эпохой сталинского ампира или советского монументального классицизма, но официально архитекторы называли все это освоением классического наследия в архитектуре, а что может быть более классическим наследием, чем наследие эпохи возрождения. К сожалению, эпоха возрождения в советской архитектуре благополучно закончилась с приходом к власти Хрущева.

3

Большой Москворецкий Мост

Следующий московский мост, относящийся к разряду ультрасовременных — это смотровой мост в Зарядье. Мост называют Парящим. Конструкция моста консольная.

9

Парящий смотровой мост в Зарядье.

Еще один мост-юбиляр, введенный в строй в 1938 году — Большой Устьинский. Архитектором проекта моста был Георгий Гольц, ученик Ладовского — одного из основоположников рационализма. Особенность Устьинского моста — отсутствие видимых надземных береговых устоев. Нагрузку принимают на себя два подземных устоя — мощные плоские фундаменты. Поэтому мост кажется легким, летящим над рекой. Высота моста одна из самых маленьких, но также позволяющая пропускать волжские суда. Отличается изящной сетчатой конструкцией чугунных перил, они смотрятся со стороны воды как кружевные. Рядом расположен Малый Устьинский мост через приток Яузы. Интересен тем, что один портал у него шире другого. Эта пара мостов дала моду на двойные названия: Большой и Малый Каменный мост, Большой и Малый Москворецкий мост. Малые одноименные мосты Каменного и Москворецкого мостов находятся на Водоотводном канале. Пара Большому Устринскому мосту через Водоотводной канал называется не Малым, это название уже занято, а Комиссариатским мостом по зданию Кригскомиссариата, находящимся на острове Балчуг.

7

Большой Устьинский мост на фоне высотки на Котельнической набережной

7

Высотка на Котельнической набережной. Построена в 1947 году. Очень эффектно смотрится с Москвы-реки, надо отдать должное архитектору этого здания Чечулину.

1

Малый Устьинский мост, перекрывающий приток Яузы. Расположен рядом с Большим Устьинским мостом.

Последний пятый мост-юбиляр, построенный заново в 1938 году — Большой Краснохолмский. Это однопролетный арочный мост с самой большой длиной пролета из всех мостов через Москву-реку, почти 190 метров. Имеет мощные береговые устои и в основе конструкции всё ту же серповидную стальную арку. Первоначально на этом месте хотели построить аналог подвесного Крымского моста, но не смогли спроектировать, т. к. мост под острым углом пересекает Москву-реку. С Большого Краснохолмского моста открывается прекрасный вид на Московский Дом Музыки. По традиции название Малый Краснохолмский имеет мост, перекинутый через Водоотводной канал.

1

Большой Краснохолмский мост

1

Береговые подъезды Большого Краснохолмского моста со стороны острова Балчуг. Здесь произошла одна из самых сложных передвижек зданий в истории Москвы. Часть углового 5-ти этажного дома № 77 по улице летчицы Осипенко, которая именно в этом местемешала устройству автомобильных подъезных путей к Краснохолмскому мосту, в 1937 году передвинули на более чем 50 метров да ещё и с разворотом на 20 градусов.

3

Московский Дом Музыки с воды

Последним из осмотренных мостов был Новоспасский — один из самых старых мостов Москвы-реки. Был построен в 1911 году на месте деревянного моста. В основе современного моста сохраняются элементы конструкции моста 1911 года. Мост в 1938 году надстраивали, т. к. он первоначально находился вровень с набережными. Тогда же появились береговые подъезды. В колоннах моста видны элементы надстройки моста.

2

Новоспасский мост

2

Центральные надстроенные пролеты Новоспасского моста

1

Трижды надстроенные колонны Новоспасского моста. Видны следы надстройки колонн по аналогии с кольцами ствола дерева. Самая старая часть колонн датируется 1911 годом. В 1938 году колонны моста были в первый раз надстроены. В 2000 году мост был капитально перестроен.

4

Первая насосная станция Москвы, расположенная сразу за Новоспасским мостом. Сегодня в этом здании располагается музей воды.

5

Новоспасский монастырь, по имени которого был назван Новоспасский мост. Реставрация главной башни-звонницы монастыря была закончена только в этом году и теперь она предстала во всей красе.

2

Относительно новый мост — Шлюзовой, перекрывающий Водоотводной канал в месте, где канал впадает в Москву-реку. За Шлюзовым мостом в свое время был расположен шлюз, который регулировал уровень судоходного Водоотводного канала. Когда с приходом волжских вод Москва-река стала полноводной и судоходной, шлюз на Водоотводном канале за ненадобностью разобрали, но топографические названия, связанные со шлюзом остались. В конструкции Шлюзового моста использовали новейшие технологии в мостостроении: для соединения частей моста использовался полимерный клей для придания особой гибкости элементам моста. Но полимеры оказались нестойкими к воздействующим факторам, опыт признали неудачным и этот метод не получил дальнейшего распространения.

Экскурсия, посвященная мостам Москвы, оказалась оригинальной и очень насыщенной, узнали много новой и интересной информации о Москве и её истории и увидели центр Москвы с нового ракурса.