Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…

Один день в Ростове Великом. 2 — Мне сверху видно всё…

Сегодня 9:50

Ростов Великий — Россия
Июнь 2018

25 22

Один день в Ростове Великом. 1 — Кремль и озеро Неро

Подняться наверх и посмотреть с высоты птичьго полёта — насколько это высоко? Мы уже видели, как летают чайки над кремлёвским прудом… Так мы поднимемся выше!

5

Ростовский кремль — название условное. Кремль — это крепость, за стены которой пряталось население во время набегов кочевников. В последней трети 17-го века от кочевников обороняться необходимости уже не было. Ростовский «кремль» — не что иное, как результат фантазии митрополита Ростовской епархии Ивана Сысоевича, который пожелал придать своей резиденции вид старинной (уже для тех времён) крепости. Строительство резиденции было закончено в 1700 году, но «заказчик» к этому времени уже почил. Грандиозная постройка многие годы не была востребована, кафедру митрополитов в 1779 году перевели в Ярославль, а полуразрушенные здания в середине 19 века вообще предлагали снести. До наших дней это архитектурное чудо сохранилось благодаря пожертвованиям ростовского купечества, а с 1886 года престолонаследник Николай II принял кремль Великого Ростова под свой личный патронаж. К финансированию работ подключилось дворянство. В 1910 году Дума своим указом присвоила ростовскому кремлю статус общероссийского музея, каковым он и является по сей день.

6

Мне кажется, что архитектуру ростовского кремля удобнее рассматривать с возвышения: так можно увидеть не только отдельные здания, но и гармонично сложившиеся комплексы сооружений. И первая такая «высота» — галерея на стенах, окружающих архиерейский двор, — центральную часть комплекса.

4

Вообще-то эту галерею видели все без исключения в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», эпизоды которой снимали в Ростове.

1

Но одно дело видеть в кино, и совсем другое — полюбоваться на кремль с высоты, оказаться внутри зданий, которые галерея соединяет, а там много интересного.

Вход на галерею находится внутри церкви Воскресения (1670 г.), расположенной над Святыми воротами, выходящими на Соборную площадь.

8

Поднимаясь по лестнице с высокими ступенями на галерею, услышали пение. Заглянув в приотворённые двери, увидели расписанный фресками интерьер. Здесь проходил концерт духовной музыки, о котором мы не знали. Надо было бы зайти на сайт, там наверняка был анонс, а мы пришли уже к шапочному разбору.

6Церковь Воскресения, за ней — Успенский собор на Соборной площади. Вид с галереи

Ещё некоторое время нам вслед раздавалось торжественное пение мужского трио, под сопровождение которого мы любовались ансамблем церкви Иоанна Богослова (ок. 1683) и Красной палаты (в значении «красивая» — её стены и своды в былые времена были богато расписаны фресками) со знаменитым высоким крыльцом, хорошо знакомым по фильму.

8

Совсем рядом — рукой подать — церковь Одигитрии (1692–1693), раскрашенная так, что создаётся ощущение гранёной поверхности стен. Сейчас в ней музейная экспозиция «Сокровища Ростовского кремля».

6

5

С галереи в разных интересных ракурсах можно увидеть высокую изящную церковь Иоанна Богослова с западной и восточной стороны.

4

Но самое ценное, что с галереи можно попасть внутрь этой церкви. Потрясающие интерьеры с восстановленной фресковой росписью!

6

2

Церковь не действующая, поэтому можно заглянуть в алтарь.

1

А после по узким переходам перейти на восточную стену

4

и оказаться в огромном зале Белой палаты, в котором можно увидеть уникальные экспонаты, относящиеся к разным историческим эпохам.

2

Если будете в этом зале, обратите внимание на редкую для русского искусства деревянную скульптуру. Редкая, потому что была запрещена Указом Святейшего Синода в 1722 году и Указом императора Николая I в. 1832 году. Возможно, усматривали в таких изображениях святых отголоски языческого поклонения идолам, кто знает… Однако в России суровость законов компенсируется, как правило, необязательностью их исполнения, поэтому в разных уголках России вы сможете встретить такой вид искусства. В Ростове есть несколько таких фигур, из которых статуя «Христос в темнице», на мой взгляд, наиболее выразительна. Посмотрите в это лицо, и вы увидите глаза глубоко страдающего, погружённого в собственные мысли человека.

5

Путешествие по галерее завершается небольшим залом со старинными предметами декоративно-прикладного искусства — кухонной утвари, изготовленной из различных материалов.

2

5

После галереи мы решили подняться на смотровую площадку Водяной башни, которая расположена гораздо выше галереи. Это удовольствие не входит в список музеев и площадок, которые можно посетить по единому билету, надо заплатить 100 рублей.

5Водяная башня — в центре. Вид с озера Неро

Подъём на неё — дело непростое. По лестницам с опять-таки крутыми ступенями предстояло забраться до каменного свода, а потом ещё выше — на верхнюю площадку кровли.

Зато теперь могу с полным правом утверждать: видела ростовский кремль с высоты птичьего полёта. И не только ростовский кремль, но и озеро с его островами, Спасо-Яковлевский и Рождественский монастыри, и бесконечное, бескрайнее небо стало как будто ближе.

7

5

7

6

6

Ещё одну высоту нам удалось взять — звонницу Успенского собора на Соборной площади. Заодно и площадь посмотрим.

Соборная площадь — самое «старое» место ростовского кремля. Церкви на этом месте были построены задолго до комплекса.

8

На месте, где сейчас стоит Успенский собор (1508–1512), были другие, более ранние церкви. Собор отреставрирован только снаружи, внутри пока полный разор. Рассказывают, что Леонтьевский придел в соборе остался от церкви, построенной еще при Андрее Боголюбском в 12 веке, и в нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого язычниками в 1071 году. А ещё рассказывают, что в той церкви в 1314 году крестили младенца Варфоломея, будущего святого Сергия Радонежского. Что ж, вполне может быть. Варницы, где жили родители Варфоломея, находятся километрах в трёх от ростовского кремля. Сейчас там восстановлен Троице-Сергиев Варницкий монастырь, о котором я расскажу позднее.

7

Напротив Успенского собора — уже известная нам Воскресенская церковь над Святыми воротами. Так они выглядят со стороны Соборной площади.

7

Именно на этой площади в фильме строились стрельцы. И есть подозрение, что съёмки велись со звонницы.

1

И наконец, желанная звонница (1682—1687 гг.) Чтобы на неё подняться, надо подойти к правой двери (видите, там человек сидит на стуле?) и заплатить 100 рублей. Подъём мало того, что крутой, он настолько узок, что по нему может пройти только один человек, двое не разойдутся. Чтобы как-то регулировать движение, наверху установлен своеобразный светофор: красная и зелёная лампы. Однако он привирает иногда. Например, пока мы поднимались, нас наверху ждала группа паломников, а когда нам нужно было спуститься, долго горел красный свет, хотя никто не поднимался. Пошли на свой страх и риск, предварительно отследив сверху, есть ли кто-нибудь у входа.

4

На звоннице висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитые в 17–19 веках. За ними никто не присматривает, но не дай бог вам попробовать позвонить! Заплатите большой штраф. Колокола старинные, звонить — особое искусство. Неудачный удар может закончиться печально, например трещиной. Мы слышали колокольный звон, но он раздавался с другой колокольни, у церкви Иоанна Богослова.

3

А вот такой была звонница в 1971 году, когда снимали «Ивана Васильевича…».

1

Походим по периметру звонницы, разглядим окрестности. Отсюда хорошо видны старые торговые ряды и церковь Спаса на Торгу, одна из древнейших в Ростове. Первое упоминание о ней в письменных источниках восходит к началу 13 века, но это здание было построено по благословению митрополита Ионы Сысоевича, задумавшего постройку всего ансамбля, в 1654 году. После большого пожара, случившегося через несколько лет после её освящения, церковь была заново отстроена в 1685–1690 годах. Ростовчане особо относились к этой церкви. Она обетная, то есть жители города во время страшной эпидемии моровой язвы в середине 17 столетия обещали построить храм, если Господь избавит их от болезни. Судя по всему, избавил. По крайней мере тех, кто выжил.

3

А вот интересно получились два снимка, на которых присутствуют сразу две смотровые площадки: сначала мы с Водяной башни смотрим на звонницу, потом наоборот.

7

4

Рядом выглядывает из-за крыш Рождественский монастырь.

2

И, наконец, появилась возможность поближе рассмотреть кровли башен и купола церквей, которые по древней традиции русского деревянного зодчества покрыты лемехом — осиновыми дощечками, которые со временем приобретали серебристый оттенок и блестели на солнце.

6

Пора спускаться на грешную землю. Но этот длинный день ещё не закончился. Нас ждут музеи Ростовского кремля.

Прогулка продолжится в музеях.