Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 3. Колыбель человечества

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 3. Колыбель человечества

Вчера 20:33

Ишкашим, Мургаб, Хорог — Таджикистан, Ош — Киргизия Июнь 2013

31
22

Памирский тракт… 36 лет спустя

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 1. Ош-Сары-Таш

Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт. Часть 2. Пещеры и легенды Рангкульской котловины

Много моих воспоминаний всколыхнуло посещение Мургаба — столицы Восточного Памира, самого высокогорного в СНГ районного центра, расположенного на высоте 3576 м. Мургаб является небольшим горным городком в восточной части Таджикистана (Горно-Бадахшанская автономная область) с населением более 6 тысяч человек. Основанный в 1893 году как укрепление с названием Памирский пост, город был построен в советские времена. Большинство его жителей составляют киргизы.

В 80-е годы через Мургаб пролегали пути к самым отдаленным геолого-разведочным партиям Памира: Заречному, Южному и Северному Ак-Архару. Когда геологи проезжали через Мургаб, всегда старались заехать в кафе «Голубой Дунай», пропустить по стаканчику портвейна «Памир». Почему кафе так экзотично назвалось — «Голубой Дунай»? Наверное, что-то далекое, загадочное, не достижимое кроется за этими словами у мургабцев. Дверь кафе из неструганных досок в те далекие годы была выкрашена голубой краской…

Когда я собиралась в нынешнюю поездку по Памирскому тракту, я получила наказ от родных — найти это кафе, хотя у меня были сомнения — сохранилось ли это кафе за прошедшие 30 лет и есть хотя бы воспоминания жителей о нем?

И вот мы в Мургабе. Мы гуляем по улочкам поселка, наблюдаем за его жизнью, жителями. Рассвет был уже часа два назад, но только сейчас оживают улочки городка:

3

3

Почти непрерывно через Мургаб следуют одна за одной фуры с различными грузами, большей частью — со стороны Хорога:

2

У всех жителей — свои заботы.

1

1

1

Как и во всех поселениях, где мы побывали, полно детворы.

3

Вот идет юный киргиз, он при полном параде — в строгом черном костюме, в белой рубашке, и при этом зачерпывает носками башмачков побольше дорожной пыли. Потом опомнился, глянул на свои пыльные башмаки и штаники, смутился, дальше пошел уже спокойнее.

3

а девчушки тренируют свой вестибулярный аппарат:

2

Все жители Мургаба с нами здороваются (надо отметить, что здоровались жители всех поселков, где мы останавливались). Подростки приветствуют нас: «Hello! How are you? Where are you from?». Улыбаясь, отвечаю: «Hi! I am fine! I am from Moscow!». В ответ — тоже улыбки и изумленные возгласы: «Вы из России? Из Москвы?». Здесь бывает много иностранцев, поэтому в имеющемся в городе Информационном центре все карты, буклеты, брошюры, книги о Памире — на иностранных языках. На русском языке нет абсолютно ничего.

В Мургабе резко континентальный климат — зимой температура достигает -50 С, а летом до +40 С. Весь год здесь дуют сильные ветра, иссушающие землю, осадков бывает крайне мало. Поэтому крыши домов, в основном, плоские, совсем нет травы, а за каждым посаженным деревом или кустарником ухаживают, как за ребенком. В низинах реки Мургаб почвы заболоченные, засоленные:

1

1

5

4

Памир — родина всего человечества

Любопытно, что в таджикском поселке испокон веков живут памирцы и киргизы. Про киргизов, их богатейшую историю, традиции я немного рассказала в своих заметках чуть раньше. А вот кто же такие памирцы, какова их история? Ни много, ни мало, а существует гипотеза, что Памир является родиной всего человечества!

Существует несколько групп памирских народов, классификация которых строится по языковому принципу. К памирским языкам относятся:

— языки северных памирцев: шугнано-рушанская языковая группа, язгулямский.

— языки южных памирцев: ишкашимский, сангличский, ваханский, мунджанский.

На основании историко-лингвистических исследований многие крупнейшие индологи и иранисты прошлого были склонны рассматривать Памир как колыбель всех индоевропейских народов.

В XIX веке крупнейший авторитет в области языкознания профессор Оксфордского университета Макс Мюллер на основе изучения праязыка, от которого впоследствии произошли такие, как греческий, санскрит, латынь, германский и другие древние языки, пришёл к выводу, что арийские народы начали свою миграцию с территории Памира во II тыс. до н. э. Одни из них направились на запад в Европу, другие пошли в Индию и Иран.

Упоминания о Памире, а также скифах и саках, можно найти в Ветхом Завете, у древних иранцев, индийцев и египтян, у Геродота и Страбона, Плиния Старшего и Иратосфена, Диодора Сицилийского и Птолемея и многих других ученых, философов и поэтов древности. Изучая эти тексты, немецкий ученый Карл Риттер — автор многотомных трудов по исторической географии стран Азии, предположил, что Памир является родиной не только арийской ветви народов, но и всего человечества. Возникла гипотеза о наличии единого очага мировой культуры, изначально свойственной арийцам, откуда эта пракультура волнообразно распространялась на другие части земного шара.

Теория «арийского вторжения» была тепло встречена всеми видными европейскими учеными конца XIX — начала XX века, однако после того, как её взяли на вооружение идеологи фашистской Германии, о ней долгое время предпочиталось или не вспоминать вовсе, или подвергать критике.

В тридцатые годы XX века Германией на Памир и Тибет были организованы экспедиции, в которых ученые, помимо исследования флоры и фауны (считалось, что чисто арийские памирские коровы дают правильное молоко, а чисто арийские пчелы делают правильный мед), изучали также самих памирцев, делая различные измерения их тела для искусственного выведения в Германии породы чистых ариев.

После Второй мировой войны Нюрнбергский процесс подвел итог преступной деятельности нацистов. На всю символику, позаимствованную ими у тибетцев и памирцев, было наложено табу. Божественная свастика, известная в этом регионе уже в эпоху неолита и в дальнейшем получившая распространение по всему древнему миру, вообще оказалась под запретом. Таким образом из-за безумства фашистской Германии на долгие годы были преданы забвению арийские религия и культура.

Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, окладистые густые бороды, часто встречаются светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы.

Все путешественники прошлого обращали внимание на то, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. И этому факту нашлось объяснение — памирцы являются потомками воинов Александра Македонского, которые отстали во время военного похода. Возможно, это частное мнение какого- то ученого- я не сильно искала источники информации для подтверждения или отрицания этой гипотезы.

Из-за своей раздробленности, малочисленности и бедности, памирцы находились в постоянной зависимости от своих сильных соседей, часто подвергаясь грабежам и насилию. Памирские ханы, киргизы, а позже афганцы, вторгшиеся в пределы Памира в 1883 году, облагали памирцев непомерными поборами и налогами. Провинившихся били прутьями, привязывали к хвосту лошади, забрасывали камнями, закапывали в землю, бросали в Пяндж, продавали в рабство.

Изнывающее под непосильным гнетом население просило Россию взять их в свое подданство. После проведения границы с Афганистаном в 1895 году в результате подписания русско-английского договора о размежевании земель Памир был присоединен к России. В лице русских памирцы обрели не только защитников, но и друзей, которые помогали им, чем могли.

Для Памира открылся путь экономического развития, всеобщего образования, приобщения к мировой цивилизации, началось его подробное исследование. Среди русских ученых, путешественников, внесших огромный вклад в изучение Памира, были А. Федченко, И. Мушкетов, В. Ошанин, Н. Северцев, П. Семенов-Тяньшаньский, Г. Грум-Гржимайло, Б. Гробмчевский, А. Серебрянников.

С помощью русских велось строительство мостов, прокладывались дороги, строились электростанции, открывались первые медицинские пункты. В 1909 году на добровольные пожертвования офицеров Памирского отряда в Хороге открылась первая русская школа (в начале ХХ века на всем Памире было не больше десяти человек, знавших грамоту). Месторасположение штаб-квартиры этого отряда сначала в Мургабе, а затем в Хороге сделало эти пункты узловыми на территории Памира.

В наши дни на Памире уже отсутствуют поселения, состоящие сплошь из блондинов с голубыми глазами, но нередко можно встретить людей с таким типом внешности.

Неожиданная встреча

Однажды при прогулке по Мургабу нам повстречались двое мужчин:

1

Пожилой мужчина — очень общительный. Завидев нас — явных туристов, узнав, что мы из России, он обрадовался, разговорился — долго сетовал по поводу развала СССР, сокрушался, как хорошо было раньше — работа, зарплата, пенсия… А сейчас… Только и остались воспоминания о тех временах, когда он работал с геологами…

— Геологами? — вздрогнула я.

— Да, я работал в геологической партии.

— А кого из геологов Вы помните? — спросила я наугад, чтобы разговор поддержать, напрягшись — а кого из геологов я сама-то знаю и помню?

— …, Сашу,… — среди названных имен я выхватила «Сашу».

— Горшенина Сашу?

— Да, Сашу Горшенина. Он был у нас начальником партии на Северном Ак-Архаре.

— Северный Ак-Архар??? Ничего себе история… А… Витю Горшенина Вы помните?

— И Витю помню…

Не может такого быть: случайно встреченный прохожий оказался рабочим в партии, в которой когда-то побывала и я! И за Витю Горшенина — младшего брата Саши Горшенина — я впоследствии замуж вышла!

Как интересно!… Естественно, мы пошли в гости к Мулкамону:

4

Мулкамону 70 лет, но он до сих пор работает пастухом. Оба его сына тоже работают — один в пограничных войсках, второй — на таможне. Есть внучата:

2

Очень радостно и настойчиво Мулкамон приглашал в себе в гости: он научит рыбалке, охоте, спать я буду на диване, а не на полу, как принято в памирских домах. :))

По возвращении домой я пересмотрела слайды, сделанные в 1981-82гг. на Южном и Северном Ак-Архаре. Некоторые из них удалось немного восстановить или реанимировать. Вот они:

На Южном Ак-Архаре дома были «капитальные»:

4

А на Северном Ак-Архаре — палатки:

2

На нижнем левом снимке Витя Горшенин готовится к походу в штольню.

Доехать сюда можно только на ГАЗ-66:

Однажды приехали на съемки операторы из «Клуба кинопутешествий», который вел тогда Юрий Сенкевич:

3

Эти дяденьки очень сильно удивились, когда я спросила разрешения их сфотографировать, говорят: «Обычно мы снимаем, а тут нас… !»

Да, действительно, они сняли ролик, а позже в передаче «Клуба кинопутешествий» мы все себя увидели!.. Но об этом чуть позже.))

Иногда ночью выпадал снег, и сразу становилось светлее в этом ущелье, в самом низу которого располагалась партия:

2

2

На Северном Ак-Архаре сурово: нет ни кустика, ни травинки, только камни и скалы. И лишь вдоль небольшого ручейка, вытекающего из расположенного высоко в горах ледника, иногда можно повстречать редкие цветочки (слайды 1981 г.).

3

Если спуститься по ущелью чуть ниже — появляются немногочисленные признаки жизни: жидкие чахлые травинки, которыми кормятся неприхотливые овцы кочующих киргизов:

Киргизские девчата:

1

А как же кафе «Голубой Дунай»? Мы и его тоже нашли! Сейчас, правда, это уже не кафе, а компьютьерный клуб, в котором идет ремонт. Но голубые двери — на месте, только уже филенчатые, а не из неструганных досок.

1

Мургаб преподнес нам еще один подарок.

Недалеко от города мы застали совершенно фантастический закат. Это случилось в конце нашего путешествия, на обратном пути, когда мы уже немного утомились от информации, эмоций, стали ленивыми, разборчивыми… Уже не всегда хотелось из машины вылезать, чтобы сделать кадр…

1

Чтобы «вдохнуть» немного энергии в наши подуставшие чувства, нужна была некая встряска, чем и стал закат, который мы застали недалеко от Мургаба.

По дороге из Хорога, перевалив через небольшой перевал, мы вынырнули из зоны ветров, облаков и снега. Перед нами расстилалась долина реки Мургаб, окруженная со всех сторон горами, и всю эту красоту «укутали» пуховые облака, в прорехи которых виднелось ярко-синее небо и иногда выглядывало предзакатное солнце, освещая остроконечные вершины гор:

7

7

7

Нас будто кто-то подменил — в оставшиеся полчаса до заката мы буквально очумели от восторга, бегали по склону вверх-вниз, выбирая различные точки съемки, сидя, лежа, стоя, экспериментируя, пробуя: под быстро плывущими облаками картинка все время менялась, открывая одни вершины гор и пряча другие …

7

6

8

6

6

Перед тем, как окончательно закатиться, солнце на несколько минут выглянуло из-под перинки облаков, одаривая всех своим последним лучом, и спряталось. Но отблески его сияния еще долго нас не отпускали:

9

4

Такого фантастически, невероятно красивого заката у нас не было, пожалуй, за всю поездку. Оставшиеся в путешествии вечера мы ждали повторения такого чуда… Увы… Мургабский закат остался неповторимым подарком, не забываемым, радостным, щедрым…

Дополнительные источники информации:

http://pamir.ucoz.com/publ/1-1-0-17 , WiKi