Прогулки по Москве: Денежный переулок

Прогулки по Москве: Денежный переулок

19 мая 21:11

Москва — Россия Май 2018

6
12

Денежный переулок привлёк наше внимание по трем причинам. Во-первых, здесь находится посольство нашей любимой зарубежной страны Италии, оно располагается в известнейшем и недавно отреставрированном особняке Берга. Во-вторых, сравнительно недавно в этом переулке открылся ресторан итальянской тосканской кухни Cantinetta Antinori, один из 5-ти ресторанов сети знаменитой итальянской винодельческой династии Antinori. Главный ресторан этой сети находится во Флоренции в фамильной резиденции семьи — дворце Антинори, расположенном на флорентийской площади также имени Антинори. Это как привет из Флоренции, т. к. всего два месяца назад мы там жили недалеко от площади Антинори и не один раз гуляли у дворца Антинори, но, правда, не посетили одноименной ресторан во дворце. Компенсировали это упущение посещением московского ресторана Антинори. В-третьих, также сравнительно недавно на вернисаже на Крымской набережной, расположенной рядом с новой Третьяковкой, приобрели картину современного московского художника с изображением Денежного переулка и давно хотелось найти ракурс в переулке, с которого художник писал свою картину. Картина написана в весьма оригинальной технике — мастихином, этаким специальным ножом или мастерком. Его название происходит опять же от итальянского слова mestichino, которое переводится как шпатель. При такой технике письма кисти не используются вовсе, объекты не детализируются, но на картине создаются рельефные объекты и яркие образы, благодаря чему живопись становится более динамичной и выразительной. И очень интересно было посмотреть, как Денежный переулок, изображенный на картине, выглядит на самом деле.

Топоним «Денежный переулок» связан со слободой Государева Монетного двора, в этом месте в свое время проживали денежных дел мастера — граверы и чеканщики царских монет. В 18-ом веке переулок именовался уже как Покровский, по стоявшей здесь церкви Покрова. В дальнейшем произошло еще несколько переименований переулка, но уже при Советской власти его статус подняли до улицы и назвали в честь советского архитектора Леонида Веснина. В 1994 году историческая справедливость востожествовала и переулку вернули его нынешнее название.

Знакомиться с Денежным переулком лучше начиная от метро Арбатская, так удобнее до него добраться. На самом деле здесь переулок заканчивается, но это никак не мешает восприятию этой интереснейшей московской улицы. Ниже размещена интерактивная Яндекс-карта с обозначением основных достопримечательностей Денежного переулка.

«Профессорский» дом — угол Арбата и Денежного переулка


1

Дом стоит на углу улицы Арбат и Денежного переулка. Этот доходный дом был построен в 1810 году. Пожар 1812 года не причинил вреда зданию, хотя здесь, помимо огненной стихии, прошла маршем еще и конница Мюрата. Из архивных документов, относящихся к 1830 году, известно, что на тот момент 2-х этажное здание находилось в отличном состоянии и украшало этот район: белый фасад здания с установленными угловыми балконами, богатая лепнина карнизов, возвышающая угловая башенка на крыше. Первый этаж здания занимала частная аптека, которая просуществовала здесь вплоть до 1923 года, в 1930 году ее вернули на место, и она до сих пор здесь и находится. В 1877 году дом реконструировали и достроили 3-ий этаж. К концу века дом был заселен профессорско-преподавательским составом Московского университета, отчего дом в народе иногда называли «профессорским». Квартиру № 7 в этом доме снимал Николай Бугаев — знаменитый московский профессор-математик. В семье Бугаева в 1880 году родился сын Борис Николаевич Бугаев — будущий знаменитый поэт-символист Андрей Белый. Этажом ниже жила семья Михаила Соловьева — сына известного историка Сергея Соловьева и родного брата философа Владимира Соловьева. Семьи дружили, и считается, что именно Соловьевы придумали для поэта такой звучный псевдоним. В юные годы поэта в квартире Бугаевых был организован кружок символистов, здесь бывали многие соответствующие писатели и поэты: Блок, Брюсов, Гиппиус, Волошин и др. В настоящее время в бывшей квартире Бугаевых создан мемориальный музей-квартира А. Белого, совмещенный с музеем А. С. Пушкина на Арбате, у них один вход с торца «профессорского» дома. В этом доме сегодня также находится ресторан под названием «Белый».

При Советской власти дом в 1930 году ещё раз надстроили, при этом снесли красивую башенку, а помещения квартир дома превратили в коммуналку. Под эти же цели обустроили даже бывшие дворовые хозяйственные постройки. Во время Отечественной войны в подвале дома оборудовали бомбоубежище, в котором сегодня находится выставочный зал, принадлежащий Государственному литературному музею имени А. С. Пушкина.

Вид на Денежный переулок со строны Арбата

Доходный дом Петровской — угол Денежного переулка и переулка Сивцев Вражек

Шестиэтажное здание в стиле классицизма построено в 1913 году архитектором Дмитрием Челищевым недалеко от «профессорского» дома. Дом украшен эркерами с лепниной. Хозяйкой дома была Ольга Петровская. В одной из квартир поселился сам Челищев с семьей. В квартире № 14 жила первая гражданская жена поэта Сергея Есенина. Есенин жил в этой квартире в 1914 году, здесь у него родился первенец сын Юрий. Анна Изряднова прожила в этом доме до 1944 года. Сын Юрий погиб в годы репрессий. Сивцев Вражек, на который дом выходит одной стороной — один из самых длинных арбатских переулков, получил название от речки Сивец или Сивка, которая здесь когда-то протекала, но пересохла, и образовался вражек, от которого и пошло название переулка.

Вид на переулок Сивцев Вражек с Денежного переулка

Дом Слонова — Бюро пропусков МИД — Денежный переулок дом 19

Типичный московский дом 19-го века в стиле классицизма с небольшим мезонином, этот дом принадлежал А. И. Слонову, построен в начале 19 века. Реконструирован в 90-е годы прошлого века. Во время строительства знаменитого здания МИД по нечетной стороне Денежного переулка было снесено много старинных деревянных и каменных особнячков. Подобные дома теперь можно видеть на противоположной стороне переулка.

Вид на знаменитое здание МИД с Денежного переулка

Главный дом городской усадьбы (1783) — Денежный переулок дом 26/45

Небольшой типичный особняк 19 века с мезонином, относящийся к объектам культурного наследия, стоит на пересечении Денежного переулка и Сивцева Вражка. Был возведен в 1783 году. Впоследствии здание несколько раз перестраивалось. Дом хорошо сохранился и прекрасно вписывается в архитектуру переулка, задавая тон далее расположенным в переулке малоэтажным зданиям.

Дом Авдотьи Васьковой — Денежный переулок дом 24

1

Построенный в 1833 году также типичный особняк того времени принадлежал Авдотье Васьковой. Ничем особенным она не знаменита, кроме своего имени. Проект дома подготовил архитектор Петр Ушаков, который много строил в Москве, в числе его творений комплекс зданий больницы Гельмгольца. В 1890-х годах дом принадлежал дочери историка М. П. Погодина, автору книг о Москве.

Ресторан Cantinetta Antinori — Денежный переулок дом 20

1

Ничем особым не примечательный особняк построен в 1917 году, перестроен в советское время, в советское время в нем были жилые помещения. В 2004 году здесь открылся один из лучших итальянских ресторанов в Москве Cantinetta Antinori. Cantinetta переводится как «Погребок». Здесь подают лучшие блюда тосканской кухни и знаменитые тосканские вина Антинори. На протяжении 600 лет и 26 поколений династия Антинори удерживает лидирующие позиции в винодельческом бизнесе Тосканы. Основатель династии Антинори вступил в гильдию венецианских виноделов ещё в 1385 году.

Особняк Боля-Готхейля — Денежный переулок дом 13

1

Великолепный особняк под номером № 13 расположен на нечетной стороне переулка. Принадлежал разбогатевшему купцу Болю, потом был выкуплен почетным гражданином Москвы Карлом Александровичем Готхейлем, который унаследовал от своего отца Александра Готхейля музыкальное издательство. Издательство было известнейшим в дореволюционные времена, выпускало ноты и партитуры сочинений известных русских и зарубежных композиторов, произведения российских и западноевропейских композиторов. Также у Готхейля был фирменный нотный магазин. Карл Готхейль уехал из России в 1915 году, когда началась первая мировая война и в Москве начались гонения на граждан немецкой нации. Продал свое музыкальное издательство конкуренту Александру Кусевицкому, соседу по Денежному переулку. Считается, что именно Готхейль разглядел в Сергее Рахманинове будущего знаменитого композитора и первым предложил ему издать дипломную работу — оперу «Алеко».

1

Дом, выполненный архитектором Гавриловым, красиво оформлен с элементами модерна, имеет симпатичный балкончик и мезонин. По правилам 19-го века было запрещено строить деревянные постройки выше одного этажа, кроме этого владельцы платили налог за каждый этаж. Выход состоятельные москвичи (они же строили на последние деньги) нашли в сооружении на вторых этажах мезонинов и антресолей, за которые налог можно было не платить. На рубеже веков дом находился в критическом состоянии. Реставрация закончилась буквально в прошлом году и помимо наружной отделки под присмотром специалистов-реставраторов были восстановлены и внутренние интерьеры. Реставрация велась за счет инвестора по московской программе «аренда за один рубль». Суть этой программы заключается в том, что исторические особняки сдаются в аренду на 50 лет за символический один рубль при условии, что инвестор сделает за свой счет историческую реставрацию особняка под строгим наблюдением специалистов-реставраторов. Причем, пока ведется реставрация, инвестор платит рыночную арендную плату (видимо, чтобы не затягивал сроки реставрации), а после окончания реставрации арендная плата составляет символические 1 руб за кв. метр в течение 50 лет. Этот особняк был отреставрирован известной швейцарской фирмой Bellefontaine, занимающейся пластической хирургией.

1

Решили, что именно этот особняк в Денежном переулке изображен на картине Михаила Гумерова, которую приобрели на вернисаже художников на Крымской набережной. Хотя, конечно, в картине присутствует художественный вымысел.

3

Картина Михаила Гумерова, посвященная Денежному переулку

Главный дом городской усадьбы Грачева-Толстого — Денежный переулок дом 11

1

1

Рядом с особняком Боля-Готхейля расположен ещё один знаменитый особняк этого переулка. Этот дом был построен в 1815 году, поначалу имел скромную отделку и принадлежал одному из представителей известного рода Толстых. В 1884 году владельцем усадьбы становится представитель купеческого сословия Михаил Грачев. Грачев, будучи богатейшим купцом, владельцем заводов золотых и серебряных изделий и поставщиком Императорского двора, пожелал, чтобы его особняк соответствовал его статусу. Был значительно изменен фасад здания, он приобрел скульптурное убранство, присущее московскому ампиру. Были установлены кариатиды, поддерживающие карниз, украшенный орнаментом. Здание приобрело треугольный аттик, над которым на фронтоне в окружении грифонов был размещен щит, на котором изображены инициалы хозяина особняка. Дом отреставрирован совсем недавно, было восстановлено как внешнее убранство дома, так и его внутренние интерьеры. Сегодня особняк принадлежит одному из ведомств МИД.

Приведем два противоположных снимка Денежного переулка из его середины. Нельзя сказать, что переулок сильно дружественен к пешеходам. Узкие тротуары, шумно из-за множества машин, всё-таки рядом расположено министерство иностранных дел.

Вид в сторону Арбата

Вид в сторону Глазовского переулка

Посольство Габона — Главный дом усадьбы Грачевых — Денежный переулок дом 16

1

1

Дом построен в 1900 году архитектором Трейманом. На этом месте в 19 веке были деревянные постройки, но затем новые хозяева участка, фабриканты Павловы, перестроили этот дом в эклектичном стиле с элементами модерна. Архитектор отодвинул дом от красной линии переулка, на переулок выходит только парадный вестибюль. Сегодня здесь расположено посольство Габона. Где находится такая страна — Габон — это надо ещё поискать. Нет также ответа на вопрос, как оказалось посольство этой далекой и загадочной страны в одном из лучших особняков в самом центре Москвы. Не иначе Габон также строил социализм и дружил с Советским Союзом. Попасть в это историческое здание не представляется возможным. По журнальным публикациям известно, что в здании сохранился белокаменный резной камин, балюстрада, также сохранилось трехчастное окно над главным входом. Когда-то это окно было украшено витражами с изображениями лилий и ирисов, символов модерна.

В 1914 году хозяева объединили особняк с соседней усадьбой, о чем говорит сохранившаяся чугунная решетка, протянувшаяся практически до Глазовского переулка. За этой решеткой распологались обширные владения богатого семейства Грачевых.

Отреставрированный минимальный участок аутентичной чугунной решетки

К сожалению, основная часть чугунной решетки находится в плачевном состоянии

На углу Денежного и Глазовского переулка в 1914 году для фабрикантов Павловых, владельцев многих фабрик в Костромской губернии, был построен второй дом усадьбы — особняк уже в модном и господствующем тогда архитектурном стиле модерн.

1

Фасад этого особняка покрыт 2-х цветной керамической плиткой, оригинально оформлен балкончик из металла и очень красиво оформлено окно этого балкончика: круги, треугольники, пересекающие друг друга. К сожалению, дом загораживается одноэтажной постройкой, хозяева стоили усадьбу для себя, а не для прохожих переулка. В советское время вся усадьба была перестроена. Два особняка были разделены и в них квартируют посольство Габона и представительство Тамбовской области, а средняя часть представляет собой комплекс зданий советского периода, в одном из зданий сегодня расположена музыкальная школа.

Дом Поливанова — Денежный переулок дом 9

Поливановы — известный дворянский род, их родовые владения располагались во Владимирской губернии. Хозяин дома Александр Константинович Поливанов был бывшим военным, ушел в отставку еще до войны 1812 года и сразу после русско-французской войны отстроил в Денежном переулке деревянную усадьбу, чудом сохранившуюся до наших дней. Дом исполнен в стиле классицизма и является уникальным образцом московского деревянного зодчества послепожарной Москвы, в наши дни таких деревянных особняков в Москве наберется едва ли с десяток. Спроектировал дом архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев. На нижнем этаже находились парадные помещения, в мезонине — жилые помещения. Центральную часть здания украшает 6-ти колонный портик. Дом деревянный, но украшен под камень, по углам деревянные вставки, похожие на каменный руст, колонны также деревянные. Хозяева бывали в Москве наездами, в основном жили в своей усадьбе во Владимирской губернии. Когда дом пустовал, то часть комнат сдавалась внаем. В 1835–1836 годах здесь жил один из приятелей Пушкина писатель и переводчик Степан Жихарев, который состоял в литературном кружке Арзамас. Многие пушкиноведы считают, что А. С. Пушкин, т. к. жил неподалеку, мог приходить сюда в гости. Так что этот дом может быть ещё одним из пушкинских мест в Москве. Судьба дома сложная. До войны и во время войны здесь располагалась Всесоюзная школа радистов. Они здесь жили, учились и сразу отправлялись на фронт. После войны в доме Поливанова располагались коммунальные квартиры, после 1974 года здесь квартировали различные госучреждения и Всероссийский шахматный клуб. В 2001 году случился пожар, сгорел флигель, но главный дом пострадал не сильно. Долго дом находился в полуразрушенном состоянии, его хотели даже снести. Но нашлись инвесторы, дом отреставрировали, были также восстановлены интерьеры дома. Сегодня дом принадлежит частной фирме, и здесь проходят концерты, приемы и театральные представления.

Особняк Листа — Глазовский переулок дом 8

Несмотря на то, что рассказ посвящен Денежному переулку, нельзя пройти мимо ещё одного интереснейшего здания, находящегося поблизости, в Глазовском переулке — особняка Листа авторства знаменитого мастера модерна Льва Кекушева. Это первый особняк в Москве и даже утверждается, что в России, выполненный в стиле модерн. Этот великолепный особняк был построен в 1898–1899 годах всего за 10 месяцев. Были версии, что Кекушев строил этот дом для себя, т. к. оформлял интерьеры и занимался внутренним убранством. Но москвоведы утверждают, что это был такой бизнес-проект Кекушева, как сегодня бы сказали, проект «под ключ», и дом строился сразу на продажу. Архитекторы того времени были людьми небедными, им полагалось 10% от цены проектов, которые они реализовывали, и Кекушев мог вполне себе позволить построить такой особняк на собственные деньги. Дом Кекушев продал богатому предпринимателю Отто Листу. Следующими владельцами особняка были Наталья и Сергей Кусевицкие, они приобрели его для своей семьи. Наталья Кусевицкая была из очень богатой семьи миллионера-чаеторговца, а её муж Сергей был из простой семьи, он увлекался музыкой и деньги жены помогли ему стать знаменитым музыкантом и музыкальным издателем.

1

2

1

2

В настоящее время в особняке размещается представительство правительства Калужской области при правительстве Российской Федерации. Чем занимается это представительство области, находящейся в 2-х часах езды от Москвы, кроме как тратит бюджетные деньги, сложно сказать. Дом огорожен черным забором и его сложно разглядеть со стороны Глазовского переулка. Иногда, очень редко, в особняк пускают посетителей, за которыми строго следят охранники, шаг влево-вправо — преступление. Значительно правильнее было бы разместить здесь какой-нибудь музей московского модерна — этого удивительного архитектурного стиля, столь украсившего нашу столицу. Это неправильно, что в Москве до сих пор нет музеев знаменитых архитекторов Кекушева и Шехтеля.

Не будем тратить время на описание особняка, его надо просто видеть. Чуть коснемся его истории. В 1910-х годах, когда особняком владели Сергей и Наталья Кусевицкие, дом стал одним из центров музыкальной жизни Москвы. В особняке проходили собрания совета «Российского музыкального издательства», которым владели Кусевицкие. Здесь останавливались Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Александр Глазунов, бывали Сергей Прокофьев, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Борис Пастернак и многие другие деятели русской культуры. К началу первой мировой войны состояние Натальи Кусевицкой основательно уменьшилось, сказались большие траты на проекты мужа и денежные тяжбы с наследниками состояния отца. Вскоре особняк перестали отапливать, и семья переселилась в скромную квартиру на третьем этаже недавно построенного Наталией Кусевицкой большого доходного дома по адресу Глазовский переулок дом 7, расположенного строго напротив особняка.

Доходный дом Кусевицкой — Глазовский переулок дом 7

2

Этот красивый красный дом со стрельчатыми окнами сегодня прекрасно отреставрирован. Здесь, скорее всего, поселились богатые новые русские. Огороженная большая придомовая территория за красивой решеткой, прекрасно оформленный двор с фонтанами, собственная стоянка дорогих автомобилей — все выдает, что здесь живут люди, у которых жизнь удалась. Вероятно, у жильцов нашлись деньги, чтобы сделать правильный ремонт здания не только внутри, но и снаружи. Дом был построен в начале 20-го века архитектором Павлом Малиновским и был выполнен в стиле итальянского (без Италии никуда), можно даже сказать венецианского, палаццо: стрельчатые окна, красивая балюстрада на 5-м этаже, эркеры и балкончики. Сам архитектор также некоторое время жил в этом доме.

Небольшое отступление, почему в Москве на рубеже 19-го и 20-го веков появилось так много красивых доходных домов. Дело в том, что большая часть госслужащих и наемных служащих того времени не имела своих домов и жильё они были вынуждены снимать. Государственные жилые помещения в те времена существовали, но были отданы под нужды неимущих, школ и гимназий. Поэтому богатые купцы, предприниматели открыли для себя такой новый вид бизнеса: для сдачи квартир внаем строили большие дома. В то время эти пяти, и даже семи этажные доходные дома казались небоскребами. Для привлечения клиентов каждый собственник старался пригласить известных архитекторов для наилучшего оформления фасада своего доходного дома с целью привлечения потенциальных клиентов

Доходный дом Воробьёва — Денежный переулок дом 14/3

1

Дом стоит на перекрестке Денежного и Глазовского переулков. Архитектором здания был Остроградский, ещё один мастер московского модерна. Это здание служит примером, как можно минимально использовать стиль модерн в оформлении многоэтажных зданий. Фрагментарно использованы решетки, кронштейны, керамические вставки. Вертикальные выступы поддерживают атланты.

Доходный дом, в котором жил Луначарский — Денежный переулок дом 9/5

Стоит на том же перекрестке напротив дома Воробьева. Известен тем, что в этом доме в 20-х годах прошлого века в 10-ти комнатной квартире № 1 жил нарком просвещения Луначарский. На доме висит памятная доска на эту тему. Луначарский выселил из приглянувшегося ему помещения библиотеку иностранной литературы, мотивируя это тем, что ему нужны площади для профильной работы. За что получил порицание от товарищей по партии, но из квартиры не съехал. В просторном помещении с нишами и камином Луначарский принимал своих гостей: актеров, режиссеров, поэтов. Считается, что именно здесь Маяковский презентовал свою поэму «Владимир Ильич Ленин». Сегодня в квартире Луначарского находится мемориальный музей, при желании его можно посетить. В этом доме также жил советский композитор Николай Мясковский.

Доходный дом Бройдо-Будакова — посольство Чили — Денежный переулок дом 7

1

Здание построено архитектором Адольфом Зелигсоном в 1910 году как доходный дом семейства Бройдо, которое специализировалась на строительстве доходных домов в районе Арбата и Пречистенки. Этот особняк можно считать одним из ярчайших образцов московского модерна, где явно читаются черты стиля ар-нуво — модерна с французскими чертами. Основа конструкции здания трехчастная лестница и двухсветный холл, от которого веером расходились другие комнаты и залы. На первом парадном уровне расположены две гостиные, исполненные в форме овала. Ассиметричное оформление фасада — прием характерный для модерна. Внимание привлекает большое окно с пластичным рисунком, такой же рисунок повторяет второе окно, находящееся над входом в здание. В 1911 году весь комплекс зданий выкупил Викторин Бурдаков, который поселился в этом 20-ти комнатном особняке на красной линии переулка, а четырехэтажный дом во дворе авторства того же архитектора Зелигсона использовал как доходный. В здании на красной линии Денежного переулка были в свое время коммунальные квартиры, и интерьеры дома были практически полностью утрачены. С 90-х годов здание занимает посольство Чили. Попасть в особняк практически невозможно, очень редко в дни исторического и культурного наследия посольство открывает двери, организуется один-два сеанса посещения на 20–25 человек.

Доходный дом Журавской — Денежный переулок дом 12

Архитектор здания Владимир Адамович. Ещё один доходный дом в Денежном переулке также в стиле модерн, но с элементами виндзорской классики и готической архитектуры. Имеет характерную для модерна асимметричность фасада. Фасад выложен керамической плиткой. В мансарде здания были устроены студии для художников. Дом знаменит тем, что здесь жил режиссер Вахтангов, сегодня в его квартире организован также мемориальный музей. Здесь же проживали братья Веснины — архитекторы, по имени одного из них и был назван в 20-м веке этот переулок.

Особняк Берга — посольство Италии — Денежный переулок дом 7

1

2

2

1

Усадьба Берга построена в 1887 году для знаменитого предпринимателя Сергея Берга — миллионера, владельца мануфактур, питейных, сахарных заводов и золотых приисков. Архитектором последней версии дома был Петр Бойцов, он много строил в Москве, в частности, оформлял посольство Франции на Якиманке. Стиль здания — эклектика. Архитектор в декоре здания использовал различные архитектурные стили: от готического и барокко до новомодного тогда модерна, сумел гармонично их соединить, создав уникальный и неповторимый стиль этого особняка. Внутренние помещения оформлены с особым изыском в стиле эпохи средневековья: изумительные потолки, настенные панели из ценных сортов дерева в стиле готики резные порталы, великолепные арочные проходы. Все это мы прочитали и увидели в интернете, но, к сожалению, приложив большие усилия, не смогли увидеть всё это великолепие воочию и соответственно попасть на экскурсию в особняк Берга, которая проходит один раз в год 18 мая, в официальный день музеев. Попасть один раз в год в число 20 человек счастливчиков на многомиллионный город — миссия, на наш взгляд, невыполнимая.

1

1

2

История особняка в 20-ом веке была богатой на события. В 1917 году особняк был национализирован, и в нем разместилось посольство Германии. В феврале 1918 года здесь в Красной гостиной эсерами был убит посол Германии Вильгельм Мирбах. Для разрешения проблемы сюда с извинениями приезжало всё высшее руководство страны: Ленин, Дзержинский и Свердлов. Они пообещали, что преступники будут строго наказаны. Их действительно приговорили к смертной казни, но одному преступнику приговор заменили на условный расстрел и он прекрасно жил рядом в том доме, где квартировал Луначарский, а второй ушел на фронт и там погиб. В том же 1918 году посольство Германии выселили из здания, а помещения особняка занял исполком Коминтерна, не могли же руководители Коминтерна Зиновьев, Троцкий, Бухарин и Радек готовить мировую революцию в менее роскошном особняке. В последующем в усадьбу Берга перевели Бюро по обслуживанию иностранцев. Считается, что на одной из организованных здесь вечеринок писатель Михаил Булгаков встретился с Любовью Белозерской, ставшей его второй женой. В 1924 году в усадьбу Берга вселяется посольство Италии, но после начала второй Мировой войны итальянцев выселили и здание передали в ведение японского посла. В 1949-м посольство Италии вновь вернулось в эти стены.

Италия, пожалуй, самая дружественная великая европейская страна по отношению к России и немалая заслуга в этом принадлежит посольству Италии. Сегодня итальянское представительство вносит свой весомый вклад в развитие культурных связей с Россией. В особняке Берга регулярно проводятся встречи известных людей наших стран, концерты классической музыки и художественные выставки. В 2016 году здание усадьбы было отреставрировано, был проведен частичный ремонт внутренних помещений с заменой паркета и оконных блоков. Все работы проводились под руководством московских реставраторов и в основном на средства посольства Италии в Москве, которое, в конечном итоге, стало лауреатом городского конкурса «Московская реставрация — 2016». Этот великолепный особняк сегодня является абсолютной доминантой Денежного переулка и посетить переулок стоит только ради того, чтобы увидеть особняк Берга.

Дом Дворцового ведомства — Денежный переулок дом 1


В 1835 году это домовладение с участком выкупила Московская Дворцовая контора, после чего здесь была проведена перепланировка внутренних помещений для устройства служебных квартир этого ведомства. В числе первых сюда заселился архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, который в то время занимал пост архитектора при Кремлевской экспедиции, а в будущем занял пост директора чертежной Дворцовой конторы. Евграф Тюрин был страстным коллекционером живописи. В его квартире хранилось порядка четырех сотен работ не только российских, но и европейских живописцев, среди которых были даже полотна Рубенса, Веласкеса и Ван Дейка. Каждое воскресенье Евграф Тюрин открывал двери своей квартиры, чтобы каждый желающий мог увидеть его коллекцию. Тюрин был одним из первых коллекционеров в Российской империи, который считал, что частные коллекции должны быть публичными. Он пытался на базе своей коллекции создать Московский художественный музей и не один раз отправлял запросы московским властям с просьбой предоставить помещение под коллекцию, картины он хотел передать городу безвозмездно, но согласия власть предержащих так и не получил. К сожалению, после его смерти коллекция была распродана по частям. Этот дом также известен тем, что здесь снимали квартиру два знаменитых историка Сергей Соловьев, в то время он служил директором Оружейной палаты и Иван Забелин, который числился архивариусом при Дворцовой конторе.

Один из многочисленных арбатских переулков — Денежный в длину занимает всего 600 метров, но сколько в этом переулке расположено интересных зданий, хранящих бесконечное количество свидетельств московской и российской истории. Денежный переулок, безусловно, достоин того, чтобы его посетить и прогуляться по нему.