Вокруг Ладоги

Вокруг Ладоги

Сегодня 8:15

Карелия, Лахденпохья, Рускеала, Сортавала + 3 города — Россия Сентябрь 2017

0
4

Автомобильная поездка вокруг Ладожского озера с небольшим ответвлением на Рускеалу — довольно популярный маршрут. Особенно для жителей Петербурга. Такой маршрут без проблем можно осилить за 2 дня, хотя если посещать многочисленные небольшие музеи и осматривать достопримечательности даже самых маленьких городков, то можно растянуть и на 3–4 дня. И это мы ещё за скобками оставляем Валаам.

Я по такому маршруту выходного дня единственный раз до этого ездил 7 лет назад. Воспоминания были яркими, понравилось почти всё. Кроме дорог.

Выезжая из Петербурга, есть два варианта как поехать вокруг озера. Первый вариант — по часовой стрелке (Трасса А121 «Сортавала» через Скотное, Лосево, Приозерск и Лахденпохью до Сортавалы). Второй вариант — против часовой стрелки (Мурманское шоссе, трасса «Кола» через Новую Ладогу, Сясьстрой и Лодейное Поле; 86К-8 — Олонец и Питкяранта и далее по А121 до Сортавалы). Мы выбрали второй вариант. Замечу, что питерские автобусы с туристами, как правило, ездят через Приозерск. И той же дорогой возвращаются. Причина проста — эта дорога до Сортавалы/Рускеалы элементарно короче. И дороги лучше, но о дорогах будет сказано отдельно.

Мы отправились вдоль правого берега Ладоги. О поездке по Ленинградской области вообще не планировал ничего писать, (хорошая трасса, комфортно ехать даже с утра субботы) если бы не одно «но». Это Лодейное Поле. Когда въезжаешь в Лодейное Поле, есть два варианта, как доехать до моста через реку Свирь — более длинная трасса («Кола») и покороче — через Ленинградское шоссе. Обе дороги объединяются перед мостом. Мы поехали по шоссе, но там дорога более убитая. Но дороги — это ерунда. А вот мост… По мне так это такая же знаменитая достопримечательность, как светофор в Вышнем Волочке (в обоих случаях можно сувенирные магниты выпускать с изображениями моста и светофора соответственно — будут пользоваться спросом). Во-первых, он совмещенный — автомобильный и железнодорожный. Во-вторых, узкий с плохим качеством дороги. Но самое главное — утренний развод моста. С 8.50 до 10.50 центральная его часть приподнимается ровно вверх (это называется «лифтовой мост») и за это время совершается активное движение теплоходов, яхт и других плавсредств. Проблема в том, что альтернативы этому мосту в Лодейном Поле и окрестностях просто нет, поэтому по утрам образуются большие пробки, в такую попали и мы, простояв примерно полчаса. (а кто-то ведь и все два стоял). Это ещё одна из причин, почему почти все автобусы едут через Приозерск. Как я понимаю, официального графика развода моста нет, поэтому информацию лучше читать за несколько дней до поездки на разных сайтах. Сейчас вот график, указанный выше, раньше было другое время.

Отмучавшись с Лодейным Полем, мы всё же добираемся до Карелии

Свернув с «Колы», мы проезжаем через Олонец. В городе есть пара небольших храмиков чуть в стороне от дороги, а сама трасса ведёт вдоль реки Олонки.

1 / 2  

Дальше трасса петляет и несколько раз пересекает Олонку. За посёлком Видлица трасса вплотную примыкает к Ладожскому озеру. Если поедете летом и повезёт с погодой — вполне можно искупаться.

В целом же трасса после Олонца очень сильно ухудшается. Дорога превращается в направление. И это ещё мягко сказано. Трасса ужасная, ямы в огромном количестве. Дорога убита напрочь. Один плюс — машин в этом направлении не так много. Всё это мучение с разной степенью величины ям и некоторых отрезков хороших дорог длится до развилки, одна часть которой ведёт в Пудож, а другая в Сортавалу. Вот, например, участок дороги недалеко от Питкяранты

1 / 4  

Подъезжаем к самой Питкяранте.

Вдоль трассы городок производит приятное впечатление. По правую руку можно увидеть танк Т-26. Причём настоящий. В своё время он был поднят со дна Финского залива, затем отреставрирован и приобретён райсоветом Питкяранты на 60-летия со дня победы. Модель танка Т-26 считается довольно редкой, поэтому можно её назвать раритетом. Танк легковесный (всего 18 тонн), поэтому получил прозвище «крылатый».

А чуть проехав вперед, можно увидеть Вознесенскую церковь.

1 / 2  

Дальше едем к водопаду Койриноя. Без навигатора пропустить поворот к нему проще простого, так как указателей нет, а сам поворот малоприметный, поэтому обязательно надо забить точное место на Гугл-картах или аналогичных сервисах. Левый поворот будет примерно через 8 километров после Питкяранты. И по плохой кочковатой трассе ещё метров 100 до небольшой стоянки. Дальше чуть назад пешком и по правую руку будет виден водопад Койриноя. Если точнее, то «нижний Койриноя», есть еще менее доступный верхний, он находится в самой деревне, которая, что логично, тоже называется Койриноя. Сам водопад, конечно, не такой большой как знаменитый Кивач, но в целом производит весьма приятное впечатление. А раньше на этом месте был Митрофановский олово-медеплавильный завод.

1 / 4  

Дальше едем до развилки. Дорога направо ведёт в сторону Пряжи, а мы едем налево — ещё 53 километра до Сортавалы. Отсюда начинается идеальная дорога.

Сортавала — второй по размерам и населению город Карелии после Петрозаводска. Ехать в Карелию, чтобы увидеть именно Сортавалу, как мне кажется, особо смысла нет, но как перевалочный пункт перед дорогой в Питер/Рускеалу/Петрозаводск вполне подходит, благо, что гостиниц достаточно. Мы бронировали апартаменты в самом центре города. На двоих вышло 1500. Для сравнения, в Петрозаводске этой зимой обошлось в 1200. Размещаться лучше на Карельской улице или в шаговой доступности от неё.

Удобный ориентир — Карельский мост через залив Вакколахти. На левой стороне от моста (которая ближе к Питеру) смотреть особо нечего. Раньше совсем близко к мосту был пивзавод компании «Ita-Karjala», но сейчас это заброшенные места с соседствующими рядом дачными домиками и простенькими советскими зданиями.

А вот на правой стороне интереснее. Перейдя мост, поворачиваем направо к пристани. Здесь будет большой сувенирный магазин с неадекватными ценами (магниты, например, от 100 рублей и выше), рядом те же сувениры, но уже на улице и в меньшем количестве. За аренду платить не надо — цены почти в 2 раза ниже. Рядом будет и пара кафешек, приспособленных в том числе и для проведения праздничных торжеств. Ну, а мы спустились, чтобы подойти к пристани с видом на залив. Отсюда же можно уплыть на Валаам на метеорах или катерах. Рядом с пристанью активно пытаются эти туры и продать. Не знаю как сейчас, а раньше это стоило по 750 рублей в каждую сторону с отправлением каждые два часа. Цена без экскурсионного обслуживания, конечно. С ним цена возрастает примерно в 3 раза

Обратно в сторону Карельской улицы поднимаемся в гору и видим треугольную площадь Вяйнемяйнена. В самом центре видим памятник Петри Шемейкке — рунопевцу, главному герою эпоса «Калевала».

.

А на дальней стороне Карельской улицы можем увидеть дом Сийтонена, который сейчас является администрацией Сортавалы

И буквально рядом с ним пожарное депо, которое по меркам Сортавалы вполне можно считать достопримечательностью. Раньше весь город состоял из деревянных домов, поэтому без пожарного депо, построенного, кстати, тоже из дерева, было не обойтись. Было дело, что и целые улицы сгорали, что в общем-то удивления не вызывает.

Напротив — дом Леандера, чем-то напоминающий небольшой замок и входящий в список объектов культурного наследия.

Двигаемся правее по Карельской улице и слева видим очень красивый небольшой храмик — Никольскую церковь. По мне так самое красивое здание в Сортавале. Церковь является одним из первых каменных зданий города. Забавно, что церковь построена во-многом на деньги, выигранные купцом Елисеевым в лотерею

1 / 2  

И рядом небольшой красивый скверик. Лепота!

1 / 2  

Последнее, что нам было интересно в Сортавале — это здание бывшей городской ратуши, находящееся в трёх минутах ходьбы от церкви. Раньше здесь был кабинет бургомистра, архивы, зал заседаний судов. Сейчас здание выглядит заброшенным.

На этом день в Сортавале заканчивается. В 8 вечера уже было темно. С утра направляемся в сторону Рускеалы. Единственная, но очень важная достопримечательность, которая встречается до мраморного каньона — это водопад Ахвенкоски. Знаменит он стал в 1972 году после выхода фильма «А зори здесь тихие». Пропустить водопад сложно — он будет отчётливо виден по правую руку по ходу движения. Прямо у трассы будут стоять бабули и продавать сувениры и вкусности, за бабулями будет небольшой спуск и автостоянка. Я так понял, что бесплатная, хотя мы оставляли машину прямо у трассы. Ну и чуть глубже сам водопад. Сейчас его оборудовали и облагородили, понаставили истуканов, прочие фигурки, очистили от мусора. сделали тропу через водопад, поставили кассу. Так что теперь бесплатно к самому водопаду не подойти — вход стоит 100 рублей. Мы не стали платить и подходить близко. Не из жадности. Просто ещё недоделано. Прямо при нас делали мостики, которые, откровенно говоря, вид водопада только портили. А в прошлый мой приезд здесь было всё гораздо спокойнее и бесплатно. Ну и народу, конечно, не так много.

1 / 5  

Домик, специально построенный для фильма, сохранился практически без изменений. Пока не стали делать на этом бизнес, можно было абсолютно спокойно подойти и к домику, и к водопаду

Ну и некоторые истуканы и фигурки тут же рядом. На последнем фото в слайдшоу можно разглядеть деревянного бобра

1 / 4  

Ну и чтоб не забывали о фильме… А кто не знал, тот все равно узнает

После этого двигаемся уже к главной цели — мраморному каньону. Это совсем недалеко. С трассы будет поворот, после которого ехать минуты три по напрочь убитой дороге. Почему её никак не сделают — большая загадка, учитывая огромную популярность направления. Ведь до поворота к каньону трасса просто в идеальном состоянии.

Подъезжаем. Видим огромную стоянку (замечу, бесплатную), на которой стоит большое количество машин, а специально обученные люди регулируют поток въезжающих машин. По номерам регионов видно, что люди приезжают не только с северо-запада и Финляндии (которая здесь совсем близко), но и из более далеких регионов России.

Перед входом несколько сувенирных магазинов и небольшие кафешки. Ну и касса, естественно. Вход стоит 250 рублей для простых людей, 150 для студентов дневного отделения, 50 для жителей района и бесплатно для ветеранов. В период с мая по сентябрь ещё можно арендовать лодку для катания по озеру. Стоимость катания 600 рублей за лодку в час.

Условно говоря, турист проходит овал вокруг каньона по оборудованной дорожке. С некоторыми ответвлениями, конечно. Виды открываются красивые. Из минусов, пожалуй, зиплайн (ну или троллей), растянутый через весь каньон. Минус — так как виды от перетянутых проводов чуть портятся. Хотя для желающих так прокатиться насквозь и выложить за 400 метров полёта 1000 рублей — наверное, это только в плюс. Желающих, кстати, много

1 / 4  

Чуть свернув с тропы, можно увидеть маленькие башенки из камней. Понятно, что ручная работа. Это так называемый сад камней. Смотрится немного странно

1 / 3  

Горный парк — это бывший мраморный карьер. Из этого мрамора, в частности, построен Исаакиевский собор и облицованы станции питерского метро Ладожская и Приморская

1 / 3  

1 / 3  

Спускаемся по лестнице в штольню — горную выработку, имеющую выход на поверхность. Именно здесь добывали мрамор. Чем-то напоминает Саблинские пещеры, в которых можно встретить летучих мышей. Через штольню проложен небольшой узкий мост и в некоторых местах капает сверху. В своё время штольня выполняла даже роль бомбоубежища. Раньше штолен было 3, сейчас осталась только одна.

Пройдя половину каньона, можно продолжать наблюдать красивые виды каньона. И никакие зиплайны не мешают

Совсем рядом — подземное озеро. Его ещё называют Рускеальским провалом. Простым смертным на него можно смотреть только сверху, но в принципе, как я читал, туда можно и спуститься по веревке- за 1000 рублей. Но желающих не видел. В последнее время это место сильно облагородили и смотрится даже сверху очень даже неплохо. Скоро должны открыть и подземный маршрут для простых людей. Судя по проектам, действительно будет очень красиво.

1 / 3  

Ещё одно место, находящееся чуть в стороне от маршрута — это итальянский карьер. Там находится мрамор в разрезе. Мрамор здесь резали по итальянской техноологии (по другой версии — итальянцы).

1 / 3  

После итальянского карьера можно выйти на основную тропу, где неожиданно (ну для меня неожиданно) справа открывается весьма неплохой вид на совсем другое озеро. Оказывается, что это озеро Монферрана. Монферран здесь бывал, искал материал для строительства Исаакиевского собора (и ведь нашёл!), так что логика в названии прослеживается.

На этом интересности заканчиваются. Продолжая идти по оборудованным дорожкам, мы с разных сторон неустанно фотографируем каньон. Ибо красивый.

Общее время прогулки по горному парку занимает около двух часов.

Обратная дорога в Питер ведёт через Сортавалу. Карельская часть трассы в приозерском направлении в идеальном состоянии. Из минусов — огромное количество поворотов, в том числе и на подъемах. При этом почти на всей части трассы лишь по одной полосе в каждую сторону. Из-за этого затруднён обгон. При нас дважды ДПСники ловили нетерпеливых водителей, которые через сплошную обгоняли другие машины. А это, возможно, лишение прав до полугода.

1 / 2  

Последний интересный населенный пункт на территории Карелии, который мы проезжаем, это Лахденпохья. С трассы город не производит какого-то яркого впечатления, в отличие, например, от Питкяранты.

1 / 2  

Зато в городе есть прямо на трассе рыбный магазин, пользующийся большим спросом.

1 / 2  

Ну и последний момент, о котором хочется сказать. Я уже говорил про идеальную часть трассы в сторону приозерской части Ленинградской области. Но как только Карелия заканчивается, моментально заканчивается и дорога. К счастью, ненадолго. Так и живём.

1 / 2