Персональная выставка Бориса Мессерера

С 15 ноября по 13 декабря 2019 года в филиале Бахрушинского музея, Доме-музее А.Н. Островского пройдет персональная выставка известного театрального художника Бориса Мессерера.

Фото
пресс-служба Бахрушинского музея

Выставка станковых произведений автора большеформатных офортов, инсталляций и монументальной живописи представит 48 работ, выполненных в различных техниках: акварель, живопись, графика, перо, фломастеры.

Своей главной героине художник остается верен на протяжении всего творчества — это ритм течения реки Мойка, ее линии набережных, изгибы мостов, каменный пояс зданий по берегам. Все это олицетворяет Петербург с его особым ритмом, сменами настроения, неожиданными ракурсами. Литературовед Андрей Юрьевич Арьев точно заметил этот «плывущий» Петербург Мессерера: «…приехал человек из Москвы и открыл такой город, который смотрится как сцена — мировая сцена для некого спектакля».

Посетители выставки станут свидетелями тех изобразительных интерпретаций городского ландшафта Ленинграда-Петербурга, которые создавались художником, начиная с первых акварелей в 1955 году. «Страсти Мессерера» по художественному выражению Санкт-Петербурга и его самых знаменитых кварталов продолжились осознанным рисованием в 60-70-е годы и вылились в петербургские пейзажи с бесконечным поиском видовых точек, разных ракурсов и горизонтов. Затем графический период сменился живописным, и продолжается по сегодняшний день — это работы на холстах, в том числе большого размера, при которых очень видна динамика рисунка, его сотворение.

Кроме того, в своем творчестве мастер обращался и к другим темам — делал посвящения великим поэтам, жившим или бывавшим в Петербурге. Эти работы выполнены на основе ранних пейзажей, а портреты поэтов писались позже, в 2010–2015 годах.

В искусстве Бориса Мессерера соседствуют лирика и камерность, строгий артистизм и эмоциональная сдержанность, корректность формы и пластика высказывания. Композиции безупречно выстраиваются в панорамной перспективе, дающей бесконечность движения зрительскому взгляду. Здесь нет незначимых деталей, а изобразительная плотность, цветовая насыщенность, крепкий рисунок позволяют художнику прикоснуться к вечности бытия, заставляют вновь и вновь переживать странную, «умышленную» и неповторимую красоту Петербурга, где рифмы чеканя шаг, в вечно повторяющемся беге, плывут по старым гранитным плитам города.
Борис Мессерер — театральный художник, сценограф, педагог, Народный художник РФ, академик РАХ. Выпускник Московского архитектурного института, ученик А.А. Дейнеки и А.В. Фонвизина.
Работал с театром «Современник», Государственным академическим Большим театром, Московским художественным академическим театром. Автор сценографии более 150 оперных, балетных и драматических спектаклей, таких как «Кармен-сюита», «Пиковая дама», «Третье желание».