Скульптор Анна Голубкина

С 18 мая 2019 по 15 января 2020 года Третьяковская галерея представляет выставку «Скульптор Анна Голубкина».

Фото
пресс-служба Третьяковской галереи

Открытие выставки «Скульптор Анна Голубкина» приурочено к «Ночи музеев» — 2019. Выставка размещена в постоянной экспозиции музея в Лаврушинском переулке — в залах, где традиционно представлено творчество Ильи Ефимовича Репина. В течение всего времени, пока главные произведения живописца из коллекции Третьяковской галереи демонстрируются на его монографической выставке на Крымском Валу, которая в дальнейшем продолжит работу в Государственном Русском музее, освободившиеся залы предоставлены наследию выдающегося мастера, первой русской женщины-скульптора Анны Семёновны Голубкиной (1864–1927), чье творчество стало символом расцвета пластического искусства России первой трети ХХ века.

Показ произведений Голубкиной в постоянной экспозиции музея дополняет и делает более целостной картину русской художественной культуры второй половины XIX — начала ХХ века. Сложные, неоднозначные образы скульптора находят параллели в символике М.А Врубеля, евангельских сюжетах Н.Н. Ге, народных типах В.И. Сурикова и И.Н. Крамского. Все представленные произведения входят в собрание Третьяковской галереи. Большинство из них относятся к коллекции одного из научных отделов Галереи — Музея-мастерской А.С. Голубкиной, в настоящее время закрытого на реконструкцию.

Проект подготовлен на основе исследований персональной выставки Анны Голубкиной «В пользу раненых», прошедшей в Музее изящных искусств имени императора Александра III зимой 1914–1915 года. Она стала первой в стенах музея на Волхонке и первой крупной скульптурной выставкой в России. В создании экспозиции принимала участие сама Голубкина. Выставка носила благотворительный характер, и весь доход с проданных билетов, открыток и слепков был передан автором «на дело помощи раненым воинам в Московский биржевой комитет и в лазарет музея императора Александра III». Современники назвали ее «бескровной победой русского духа в дни великих испытаний». Настоящая выставка — это своеобразный оммаж выставке, прошедшей более ста лет назад.

Помимо скульптурных произведений в состав экспозиции включены архивные документы: каталог выставки 1914–1915 года, письма Анны Семёновны, почтовые открытки с репродукциями скульптур Голубкиной, уникальные кадры экспозиции, снятые П.В. Орловым.

На выставке 2019 года представлена целая галерея портретов деятелей русской культуры, а также портреты жителей Зарайска, родного города Голубкиной. Раздел, посвященный евангельской теме, воспроизводит фрагмент выставки «В пользу раненых» и демонстрирует масштабный рельеф «Тайная вечеря» (1911). Целая группа работ посвящена теме потаенной жизни природы. Программное произведение «Земля» (1904), ваза «Туман» (1899) стали потрясением для современников скульптора.

У посетителей Третьяковской галереи есть редкая возможность увидеть в экспозиции две самые крупные скульптуры мастера — «Идущий человек» (1903) и «Сидящий человек» (1912), представленные в первых авторских отливах. По времени создания они разделены девятью годами, но объединены развитием идеи выражения внутренней жизни через динамику пластических форм, принадлежавшей Огюсту Родену — учителю Голубкиной.

Ряд произведений, как это задумала сама скульптор на выставке 1914–1915 года, представлен в двух материалах: портрет А.М. Ремизова (1911) и «Человек» (1910) — в дереве и бронзе, «Женщина в чепце» (1913) с подготовительным этюдом «Дама» (1912) и ваза «Туман» (1899) — в гипсе и мраморе. Подобный прием позволяет заглянуть в творческую лабораторию мастера и увидеть, как с переходом от пластичной глины к твердому мрамору или более податливому теплому дереву изменяется сам скульптурный образ.

В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: «нужно все забыть, все отдать». Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Но методика преподавания академической школы не совпадала с ожиданиями Голубкиной. Стремление оказаться в центре художественной жизни Европы побудило ее совершить несколько поездок в Париж. Здесь она познакомилась с Огюстом Роденом (1840–1917) и посещала его мастерскую. Учеба у знаменитого скульптора и его советы помогли Голубкиной осознать собственный путь в искусстве. От Родена Анна Голубкина восприняла принципы построения художественной формы, научилась свойственному ему методу активной разработки поверхности и светотеневой моделировки, что привело ее к импрессионизму в скульптуре. Интерес к символизму проявился в ее искусстве метафоричностью, вниманием к непроявленным формам, обращением к пантеистическим мотивам. Пройдя через увлечение другими стилевыми направлениями, Голубкина вернулась к импрессионизму в своих последних больших работах.

С произведений Анны Голубкиной в середине 1900-х годов началось систематическое пополнение коллекции Третьяковской галереи современной скульптурой.

На настоящей выставке впервые будет представлен образ обновленного Музея-мастерской А.С. Голубкиной, который должен стать Центром скульптуры — сердцем его останется единственное сохранившееся в Москве скульптурное ателье начала ХХ века. В настоящее время Музей-мастерская ждет своего мецената. Поиск средств на проведение реконструкции и создание новой экспозиции продолжается. Подробности: savemuseum.ru.