VI Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа»

VI Международный Летний фестиваль искусств «Точка доступа» пройдет онлайн.

Фото
Фестиваль «Точка доступа»

Несмотря на смену городских локаций на цифровые, фестиваль «Точка доступа» не изменяет себе: в программе вновь имена крупных и молодых режиссеров, работающих в поле эксперимента, а главная цель каждого проекта — изучение языка новой реальности, приближение которой ускорила пандемия. Сессии вопросов и ответов с Мило Рау и Сьюзан Кеннеди, спектакли Rimini Protokoll и Vidy-Lausanne — это и многое другое с 29 мая по 24 июля
на «Точке доступа».

На территорию онлайн-искусства «Точка доступа» ступила, открыв в середине марта Спонтанную программу — лабораторию, где режиссеры и художники с помощью TikTok, Instagram, zoom и других диджитал-платформ создавали site-specific в интернете. За месяц пришло более 170 заявок, состоялось 44 проекта. Итоги Спонтанной программы подведены.

Экспертный совет, состоящий из критиков, театроведов и продюсеров, назвал имена тех, кто
получит премии. Победителями лаборатории стали:

— Перформативный онлайн-шоппинг «И кто если (не) я», Анастасия Бабаева;
— «Согласие на обработку персональных данных», Илья Голицын, Евгений Зайцев, Олег Циплаков;
— Спектакль-терапия для одного зрителя «Единство одиночества», Элина Куликова;
— «Алло», Борис Павлович и Элина Петрова;
— “I don’t want to see this”, ИМПРЕСАРИО— Специальный приз Союза театральных деятелей России.

Спонтанная программа завершилась, но впереди два месяца подробного исследования тех тем, инструментов и перспектив перформативного искусства, которые стали ясны благодаря участникам, зрителям и экспертам Спонтанной программы. Два проекта перешли из Спонтанной в Основную программу.

Основная программа «Точки доступа» исследует разные способы перформативной коммуникации в сети — от уже почти традиционного разыгрывания пьесы в zoom’е до опыта примерки чужого цифрового тела. Каждый из спектаклей программы — повод для разговора о времени — прошлом, настоящем и будущем. Онлайн-пространство обладает существенным преимуществом — здесь нет физических границ. Спектакли, созданные в России, Швейцарии, Латвии, Великобритании, Германии и США одинаково доступны зрителям Петербурга и Хабаровска, Казахстана и Бразилии — везде, где есть русскоязычная аудитория. В этом году программа «Точки доступа» существует еще и в рамках проекта «Новые технологии и инновации в театре», проводимого совместно с эстонскими партнерами при поддержке Еврокомиссии. Серия июльских проектов будет посвящена теме границ и их преодоления — языковых, физических, ментальных.

Откроет программу совместная постановка Рижского русского театра имени Михаила Чехова и фестиваля «Точка доступа». «Черновик» — zoom-премьера Владислава Наставшева, постоянного резидента Нового Рижского театра и Гоголь-центра. Герои пьесы Сергея Уханова живут в вечной самоизоляции и не могут разорвать порочный круг воспоминаний и травм.
“CLOUDME” Марии Пацюк и Николая Мулакова — цифровой ответ перформансу «Ритм 0» Марины Абрамович. Зритель управляет компьютером перформера, имея доступ ко всему самому сокровенному, принимая решения, последствия которых будут вполне реальными.

Киберспектакль Семена Александровского «Брак» — zoom-свидание семейной пары из будущего, которая осмысляет прошлое (наше настоящее), а зрители влияют на ход событий.

Об уже наступившем будущем онлайн-премьера спектакля швейцарского театра Vidy-Lausanne «Быть Ариэль Ф. Прямой эфир». Перформер Симон Сенн купил на черном рынке цифровую копию тела реальной британской девушки. Он вживается в виртуальное тело и решает поговорить с «прототипом». Спектакль — о необычной связи двух людей, возникшей из этого странного опыта, о вопросах гендера, морали и права.

Элина Куликова обращается к технологиям XVIII века и в XXI возвращает к жизни эпистолярный роман. Ее спектакль «Все письма — это письма о любви» — четырехнедельная переписка зрителя с незнакомцем, попытка найти перформативное в длительном, театральный сериал в письмах.

В прошлое заглядывает «Спектакль в коробочке» — совместная продукция фестиваля, V-A-C Foundation и творческой лаборатории «ВОКРУГ ДА ОКОЛО». Это — спектакль-сайт с картинками и аудиофайлами. Авторы предлагают зрителям пройтись по Венеции и неожиданно обнаружить там призраки советского готического романа.

Спектакль Тима Этчеллса и Энта Хэмптона “Not to Scale” предназначен для двух зрителей, находящихся в одном помещении, двух смартфонов, двух карандашей и одного листа бумаги. Зрителям и ими нарисованным персонажам предстоят эксперименты, посвященные природе коммуникации, созиданию и разрушению.

Один из образцов мирового сайт-специфика — спектакль Rimini Protokoll “Call Cutta in a Box” адаптирован для российской аудитории спустя 12 лет после премьеры.

Новая версия спектакля называется “ Call Cutta at Home” — только на «Точке доступа» сотрудник индийского колл-центра выйдет на связь со зрителями, чтобы деловой разговор превратился в глубокое личное переживание, напрямую связанное с квартирами, где зрители живут.

Образовательная программа «Точки доступа» в этом году началась вместе со Спонтанной — в конце марта. Это — открытые лекции, доступные бесплатно по всему миру. В прямом эфире уже побывали теоретики и практики искусства. Среди них итальянский художник Джан-Мария Тозатти, британский режиссер Тассос Стивенс, легендарный американский режиссер и теоретик Ричард Шехнер и режиссер из Норвегии Мортен Тровик.

В рамках Образовательной программы зрителей ждет встреча с адептом политического театра Мило Рау. Также на вопросы зрителей ответит Сьюзан Кеннеди — новая звезда немецкоязычной сцены, чьи спектакли все чаще становятся хедлайнерами международных фестивалей и обладателями престижных премий. Лекция Катерины Коккинос-Кеннеди станет первой презентацией ее сайт-специфических и партиципаторных работ в России. А лекция Тима Этчелса и Энта Хэмптона откроет игровой потенциал любого, даже самого тривиального, набора слов. Недельный мастер-класс для прошедших отбор участников проведет Тассос Стивенс — режиссер, совмещающий в своей работе партиципаторные арт-практики и гейм-дизайн.

Узнать об Основной, Спонтанной и Образовательной программах больше можно на сайте: tochkadostupa.spb.ru