Выставка «Библия Пискатора»

С 26 июня по 10 октября 2019 года в Третьяковской галерее пройдет выставка «Библия Пискатора».

Фото
пресс-служба Третьяковской галереи

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, Российская государственная библиотека, Музей русской иконы

Третьяковская галерея в последние годы расширяет сферы своих интересов в области истории русского искусства, исследуя явления, которые еще недавно были вне фокуса внимания академической науки. Наряду с исследованиями шедевров иконописи мирового значения, находящихся в собрании Третьяковской галереи, публикацией популярных и научных изданий о них, предметом изучения сотрудников отдела древнерусского искусства теперь также стали иконопись и русское религиозное искусство в целом в переходный период от Средневековья к Новому времени и эпохи Нового времени до начала XX столетия. Более того, музей ставит перед собой задачу по пополнению фондов лучшими образцами произведений искусства Синодального периода в истории церкви, выполненных в разных стилях — барокко, рококо, классицизм, ампир, вплоть до модерна.

Настоящая выставка представляет репрезентативный ряд произведений разных видов и демонстрирует — интереснейшие творческие контакты России и Западной Европы в эпоху Позднего Средневековья, влияние западноевропейских гравированных изданий на творчество русских мастеров, начиная со второй половины XVII века.

Именно с этого времени в России получили широкое распространение издававшиеся в Западной Европе гравированные Библии, особенно голландские. Подобные издания относятся к типу увражей — альбомов, состоявших только из гравюр с краткими подписями. Эти книги пользовались популярностью прежде всего потому, что наряду с хорошо известными сюжетами Священного Писания они содержали и более редкие, не имевшие в русском искусстве устойчивой иконографической традиции. Многие изображения послужили образцами при создании храмовых росписей и иконостасов.

На выставке основной блок экспонатов составляют произведения иконописи — 57 предметов. Гравюры, а также образцы декоративно-прикладного искусства — изделия из дерева, металла, кости, керамики — дополняют и расширяют представление о масштабах влияния западноевропейских оригиналов на русское искусство.

В экспозиции выделено несколько тематических разделов. Первый из них — вводный. Он посвящен времени появления в России гравированных изданий, времени установления плодотворных дипломатических и торговых отношений с Голландией. В этом разделе представлены иллюстрированные книги первых посетивших Московию голландских путешественников, а также портреты ведущих художников и граверов, чьи работы вошли в состав увражей.

Во втором разделе представлен самый популярный среди русских иконописцев увраж XVII века — Библия Пискатора. Книга впервые издана в Амстердаме в 1639 году в типографии Класа Янсзоона Висхера, имя которого в России известно в латинском переводе, указанном на титульных листах — Николас Иоаннис Пискатор, что, как и Висхер на голландском, означает «рыбак». Эта книга уникальна по своему влиянию на изобразительное искусство самых разных стран. Печатное издание формировало как русскую культуру конца XVII века (декоративно-прикладное искусство, фреску, иконы), так и европейское искусство. В настоящее время известны примеры обращения художников Англии, Германии, Чехии, даже Китая к гравюрам Библии Пискатора как образцам.

Поводом для организации настоящей выставки стала подготовка к изданию научного каталога сполистным описанием экземпляра Библии Пискатора, хранящегося в фонде редких книг научной библиотеки музея. Она поступила в Третьяковскую галерею из собрания И.С.Остроухова. В государственных библиотеках ивчастных собраниях России чаще всего встречаются издания Библии Пискатора 1650, 1674 годов. Увраж Третьяковской галереи — один из немногих известных в нашей стране наиболее полных экземпляров второго издания 1643 года.
Крупный раздел выставки посвящен теме Страстей Христовых. Страстные гравированные циклы в привозных Библиях были самыми подробными и иллюстрировали евангельские события от «Тайной вечери» до «Воскресения — Сошествия во ад». В залах представлены как отдельные предметы с изображением страстных сюжетов, так и страстные чины из иконостасов московских церквей Введения во храм в Барашах, Святого Григория Неокесарийского на Полянке, а также работы первых русских граверов — Леонтия Бунина и Алексея Зубова.

За полвека с начала бытования западноевропейских увражей в России отечественные мастера прошли большой путь изучения и освоения новой художественной манеры. В конце XVII века русские живописцы уже умели свободно передавать глубину пространства, сложность ракурсов, разнообразие фактур. Все это способствовало более органичному вхождению русской культуры в эпоху Нового времени.

Настоящий проект помимо выставки и издания альбома к ней, включает издание научного каталога сполистным описанием экземпляра Библии Пискатора 1643года из собрания Третьяковской галереи, а также проведение международной научной конференции.

Интересно, что отечественные мастера творчески подходили к использованию европейских образцов: они либо заимствовали отдельные мотивы и детали, например, в иконах «Богоматерь Всех скорбящих радость», «Воскресение — Сошествие во ад», либо целиком воспроизводили композицию гравюры.

Основная тема следующего раздела — ветхозаветные и притчевые сюжеты, крайне редко встречавшиеся в древнерусском искусстве. Западноевропейские Библии, содержащие подробные циклы гравюр на эти темы, послужили русским мастерам источниками новых иконографий.

В заключительном разделе выставки экспонируются западноевропейские издания Священного Писания, известные в истории искусства по именам их издателей и составителей — Библия Маттеуса Мериана, Библия Петера Схюта, Евангелие Иеронима Наталиса. Как и Библия Пискатора, эти книги оказали на русское искусство Позднего Средневековья значительное влияние. Используя меткое выражение И.Э. Грабаря, их также можно назвать «настольными книгами русских иконописцев».