Выставка «Охотник за изразцами…»

В Музее архитектурной художественной керамики Керамарх (Государев бастион Петропавловской крепости) откроется выставка «Охотник за изразцами».

Фото
Музей «Курамарх»

Выставка «Охотник за изразцами…» посвящена мало знакомому петербургскому зрителю материалу — архитектурной художественной керамике XV — первой половины XVII века, важного и интересного периода в истории отечественного зодчества, когда на Руси формировалась традиция использования новых видов декора, а в интерьер и быт вошли изразцовые печи. Речь идет о терракотовых фризах, практически неотличимых от белокаменной резьбы, а также о первых опытах русских зодчих по введению цвета в декоративное убранство фасадов, о «красных» печных изразцах и изразцах муравленых, украшавших не только печи, но и фасады Москвы, Костромы, Углича, Ярославля и целого ряда других городов.

Лишь малое число памятников архитектуры этого периода сохранили свое первоначальное керамическое убранство. Церкви перестраивали, а в ХХ столетии — варварски разрушали. Печи — перекладывали, но чаще — просто разбирали. Сохранению «древних» изразцов во многом способствовал труд исследователей-подвижников. Среди них — Сергей Александрович Маслих (1901–1991), посвятивший несколько десятков лет своей жизни изучению и популяризации искусства русского изразца. На выставке представлены созданные им графические листы и подлинные образцы архитектурной керамики из фондов Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

С. А. Маслих был архитектором, коллегой и соратником знаменитых братьев Весниных, в мастерской которых он работал на протяжении многих лет, занимаясь в основном типовым жилищным строительством. Исполненные им или под его руководством проекты широко использовались на всей территории СССР. «Постоянные частые поездки по местам строительства, осуществляемого по нашим проектам, и путешествия по древним городам и старинным усадьбам позволяли мне знакомиться и изучать памятники русской архитектуры, без знания которой я не мыслил своей работы над современным жильем», — вспоминал архитектор впоследствии.

В 1957 году С. А. Маслих перенес два инфаркта, а после выздоровления был вынужден уйти на пенсию и сменить сферу своих занятий. Он увлекся изразцами и стал вести планомерную фиксацию архитектурной керамики, сохранившейся как на фасадах исторических памятников, так и в музейных собраниях. Насмотренность, системность мышления и накопленные знания позволили С. А. Маслиху атрибутировать многие изразцы, систематизировать их по хронологии, географии, школам и даже открыть ранее неизвестные центры изразцового производства.

В 1969 году, когда число созданных им графических листов превысило пятьсот, исследователь организовал в Музее архитектуры имени А. В. Щусева выставку, получившую тогда самые восторженные отзывы. Пятьдесят лет спустя графика С. А. Маслиха вновь представлена публике, на этот раз — рядом с подлинными изразцами.