Выставка «Советский романтик»

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков представляет выставку живописных работ Николая Александровича Ионина – яркого, оригинального представителя ленинградской художественной школы 1920–1940-х годов.

Фото
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков

Ученик известных и очень разных по своим взглядам на изобразительное искусство педагогов — Дмитрия Кардовского и Кузьмы Петрова-Водкина — Николай Ионин уже в начале 1920-х годов выработал индивидуальную художественную манеру, соединившую реалистичность изображения и яркий колорит. В его живописи этого времени прослеживается влияние мастеров рубежа веков, но самому автору принадлежит главное — чистый цвет и свет. Именно в двадцатые годы он создает произведения, наиболее значимые для характеристики его творческого кредо. Среди них: «Золотые недра и цивилизация», «Гора. Песчаный спуск», «Ветряные мельницы». Даже в произведениях на темы труда, доминирующие в советском искусстве 1930-х годов, темпераментное цветовое решение является главной составляющей его композиций, придающей картинам декоративность: «На верфях», «Свинарка с поросятами», серия «Севкабель».

Серия женских портретов, созданных Иониным, стала вершиной его творчества 1920–1930-х годов и, безусловно, самобытным явлением в советском искусстве. В представленных на выставке портретах, таких, как «Портрет Марии Самохваловой» (1920-е), «Портрет Регины Клюйко (племянницы А.Н. Самохвалова)» (1946–1947), «Портрет учительницы» (1946–1947), наиболее ярко проявилось художественное дарование мастера, его чувство цвета, любимая им декоративная манера живописи.

Особый, значимый период в творчестве Ионина связан с Киргизией, куда он вместе с семьей был эвакуирован весной 1942 года из блокадного Ленинграда. Выполненные не на заказ, работы этой серии, по сути, стали дневником художника, рассказывающим о быте людей и красоте окружающего мира. Солнце, яркие краски и возможность работать для себя словно вернули ему радостную легкость мировосприятия и творческое вдохновение.

Вернувшись в 1944 году в родной город, Ионин продолжает начатую еще до войны серию работ, посвященных Ленинграду и его пригородам, пишет портреты своих современников. Последними работами художника стала серия графических и живописных автопортретов, в которых он не просто запечатлевает свой образ, а подводит философский итог всей своей творческой жизни.

Произведения Николая Ионина хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея политической истории Санкт-Петербурга, Новгородского государственного музея-заповедника, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

На выставке будет представлено около 40 живописных произведений художника.