Выставка «Ты ль Данту диктовала…»

С 3 июля по 3 августа 2019 года в Музее Анны Ахматовой пройдет выставка «Ты ль Данту диктовала…».

Фото
Музей Анны Ахматовой

К 130-летию Анны Ахматовой
Катя Марголис (Венеция), Ася Немченок (Петербург), Ливио Ческин (Верона)

Графика. Фотография. Материалы из фондов музея

В 1939 году Лидия Чуковская спросила Анну Ахматову, знает ли она итальянский. Та «ответила величаво и скромно: “Я всю жизнь читаю Данте”».

В книжном фонде музея хранится книга из личной библиотеки Ахматовой — антология итальянской поэзии: Данте, Ариосто, Петрарка, Тассо. Она вся испещрена пометками ахматовской рукой.

В 1924 году Ахматова написала стихотворение «Муза», в котором узнает в своей Музе ту, что диктовала Данте страницы «Ада». Эту мысль вольно или невольно повторил художник Василий Калужнин, создавший в 1920-е «двойной» портрет, на котором Ахматова очень похожа на Данте.

Тему связи поэзии Данте и творчества Ахматовой продолжают современные художники Вероны, Венеции и Санкт-Петербурга. Работы, представленные на выставке, не являются иллюстрациями ни к Данте, ни к Ахматовой. Каждый автор создает художественное высказывание, выбрав что-то близкое для себя в одном из самых сложных мотивов ахматовской поэзии.

Ася Немченок представляет листы из серии «Akhmatova. Poems», коллажи, созданные в фотографической авторской технике. В едином времени и пространстве присутствуют арочные своды итальянских палаццо и окна квартиры поэта на набережной Фонтанки; Петербург, Царское Село, Рим и Флоренция.

Ливио Ческин выбрал для разработки темы традиционную технику офорта и сухой иглы и жанр классического пейзажа. Но добавляя к ним написанные от руки строчки, подкрашивая акварелью, он делает географические границы размытыми, несущественными, и в итальянском ландшафте узнаваем Шереметевский сад.

Катя Марголис — художник, работающий в разных жанрах и техниках, довольно часто включает фрагменты текстов в свои произведения. В данном проекте Катя является автором замысла и как художник экспозиции создает свои работы почти на «глазах у зрителей», приоткрывая дверь в мастерскую художника.

Работы трех современных авторов соседствуют на выставке с антологией «I quattro poetri italiani: Dante, Petrarca, Ariosto e Tasso con una scelta di poesie italiane dal 1200 sino a’nostri tempi» 1833 года из ахматовской библиотеки и портретом Василия Калужнина 1920-х «Данте-Ахматова».

На вернисаже Дарья Маглеванная (средневековая виела) исполнит европейскую инструментальную музыку XIV века.