Авиакомпании нашли новый способ заработка в обход агентов

Внедрение NDC (нового протокола передачи данных от авиакомпаний контрагентам — ред.) увеличит доход перевозчиков с каждого пассажира вдвое — с 7 до 14 долларов. Об этом на конференции Amadeus заявил начальник отдела программ по пассажирским перевозкам IATA Владимир Проскурин, cо ссылкой на данные консалтинговой компании McKinsey & Company. Однако у новой технологии есть и противники, называющие ее «убийцей GDS».

На данный момент 22 крупные авиакомпании мира, в число которых входит «Аэрофлот», собираются до конца 2020 года перевести 20% продаж своих авиабилетов на новый протокол. В России, помимо нацперевозчика, стандарт NDC использует S7, которая на днях получила высший сертификат NDC 4 уровня. «Аэрофлот» пройдет сертификацию в начале 2020 года. Также намерении внедрить NDC сообщали «Уральские Авиалинии».

Заместитель генерального директора компании «ТАИС» Александр Сизинцев считает, что повсеместное внедрение NDC — это лишь вопрос времени. Новый протокол во многом дублирует функции GDS и агентов, и дает авиакомпаниям возможность продавать билеты в обход посредников. «Да, авиакомпании действительно могут снизить свои издержки, так как будут тратить меньше денег на передачу данных. В проигрыше будут лишь GDS и агенты, которые станут получать меньше денег. Впрочем, пока никто так и не смог показать на реальных примерах, сколько компании заработали при внедрении NDC», — заявил Сизинцев

Как отметил Проскурин, к 2030 году переход на NDC может принести авиаотрасли дополнительно 40 млрд долларов в год.

По мнению руководителя отдела чартерных перевозок Biletix Александра Морозова, стандарт NDC предполагает более персонифицированные продажи, а также расширяет круг предлагаемых клиенту услуг, что, в свою очередь, действительно может увеличить доход авиакомпаний.

При этом ряд экспертов опасается, что на самом деле концепция NDC необходима авиакомпаниям для увеличения объема прямых продаж за счет скрытого роста тарифов. Благодаря набору допуслуг состав конечной стоимости билета станет менее прозрачным, а цена — плавающей, что затруднит сравнение предложений разных перевозчиков.