Будет ли «Аэрофлот» спонсировать другие авиакомпании?

Минфин РФ предлагает «Аэрофлоту» компенсировать другим перевозчикам рост цен на авиатопливо (речь идет только о внутренних перелетах). Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо замминистра финансов Андрея Иванова в Минтранс.

Согласно документу, ведомство предлагает выплатить из резервного фонда лишь 2 из 26 млрд рублей субсидий, а оставшиеся средства взять федерального бюджета, а также из транссибирских роялти «Аэрофлота», которые компания получает от иностранных перевозчиков за пролет по транссибирскому, трансполярному и трансазиатскому маршрутам. По подсчетам Минфина, суммарно роялти составляют около 2 млрд рублей в год. Напомним, это уже не первое предложение такого рода — в 2017 году правительство заставило «Аэрофлот» выделить около 1,8 млрд рублей из средств «роялти» на перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа».

Также автор письма выступил за повышающий коэффициент на отдельные маршруты с низким или отрицательным уровнем дохода. Такой подход к расчетам компенсаций будет выгоден авиакомпании Utair, которая должна кредиторам 75,8 млрд рублей. Сами участники авиарынка предлагают иную схему: по их мнению, компенсации необходимо распределять исходя из количества перевезенных пассажиров на внутренних линиях и дальности перевозок — чтобы субсидии получали наиболее эффективные игроки.

Напомним, в 2018 году из-за скачка цен на керосин на 30% операционные убытки авиакомпаний превысили 50 млрд рублей, а за 2019 год выросли еще больше. Авиакомпании ждут компенсаций уже более полутора лет, несмотря на то, что Владимир Путин поручил правительству выплатить их до 1 ноября прошлого года.

По мнению экспертов, судя по письму Минфина, перевозчики могут их не дождаться. Как отметил главный редактор avia.ru Роман Гусаров, власти напрасно не считают нужным компенсировать авиаотрасли результат своих же действий — так называемого налогового маневра, который был направлен на повышение доходов бюджета.

«Роялти „Аэрофлота“ никак не связаны с этим вопросом. Это заявление из серии „Денег нет, но вы держитесь“. С таким же успехом можно сказать авиакомпаниям: компенсируйте это за счет пассажиров. Если мы будем задействовать такие меры, цены на энергоресурсы скоро сравняются с европейскими, и тогда наша экономика прекратит расти, а люди будут летать на порядок меньше», — отметил эксперт. Он добавил, что пока авиакомпаниям ничего другого и не остается, кроме как перекладывать свои издержки на пассажиров, увеличивая топливный сбор.

Напомним, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предложила рабочий механизм решения этой проблемы — увеличить ставку возмещаемого акциза на топливо с 2,8 тыс. до 8,0 тыс. руб. за тонну или коэффициент такого вычета с 2,08 до 6,00 (в обоих случаях компенсация составит около 11 тыс. руб. на тонну топлива). Но до настоящего момент к организации так и не прислушались.