Что «Яндекс» собирается делать на тревел-рынке?

В августе Яндекс открыл возможность бронировать отель непосредственно из поисковой выдачи, а ранее уже запустил продажу авиа-, жд- и автобусных билетов.

Полномасштабного выхода IT-гигантов на туристическом рынке напряженно ждут уже достаточно давно, но пока они не спешили серьезно конкурировать с агрегаторами и тревел-поисковиками. Теперь же, учитывая тренд на сокращение дистанции от поиска до покупки в интернете, шаг Яндекса по встраиванию подбора отелей прямо в поисковую выдачу — серьезная заявка на данный сегмент рынка. 

Что последует за этим шагом, и чем компания будет конкурировать на рынке отельных поисковиков, Profi.Travel спросил Дмитрия Яковлева, руководителя сервиса «Яндекс.Путешествия».

— Дмитрий, какие у вас глобальные планы на рынке тревел, и какая роль в стратегии компании отводится сервису бронирования отелей?

— Традиционно Яндекс придерживался рекламной модели. Партнеры размещали на Яндексе свои предложения тревел-услуг, а Яндекс представлял данные в наиболее удобном для пользователя виде: давал возможность сравнить цены и перейти на сайты партнеров, чтобы забронировать авиабилет, тур или отель. Исторически сложилось так, что в Яндексе существовал отдельный сайт для каждого из сервисов сравнения цен.

Теперь мы решили объединить усилия разрозненных команд в рамках единого сервиса Яндекс.Путешествия: отказались от развития сервиса сравнения цен на туры и делаем больший упор на онлайн-продажи туристических услуг. Ранее мы запустили бронирование ЖД- и автобусных билетов на Яндексе, сейчас добавили возможность бронирования отелей.

В результате Яндекс.Путешествия сейчас объединяют в себе сервис сравнения цен на авиабилеты, сервис сравнения цен на отели с возможностью бронирования прямо на Яндексе, и сервисы покупки ЖД- и автобусных билетов.

Как правило, популярные сервисы на российском рынке успешно развивают только одну из выбранных вертикалей, либо бронирование отелей, либо бронирование каких-либо билетов: авиа, жд или автобусных. Мы верим, что мы сможем достичь синергии между разными вертикалями за счет дополнительных сервисов, рекомендаций, возможности планировать перевозки различными видами транспорта. И, конечно, наше преимущество в большом опыте Яндекса в поиске и агрегации данных.

— Помимо бронирования непосредственно из поисковой выдачи, в чем уникальность сервиса бронирования через Яндекс.Путешествия? Ведь на рынке уже немало поисковиков. Чем отличается пользовательский опыт в данном случае от бронирования через другие метапоисковики, скажем, Trivago или Hotellook?

— Суть в том, что мы поддерживаем естественный язык запросов и умеем обрабатывать нечеткие запросы. Пользователь может ввести в поиск «гостиницы на первой линии в Анапе с бассейном» и получит в ответ только подходящие отели. Также мы учитываем местоположение пользователя, например, мы понимаем, хочет ли пользователь «отель рядом с Московским вокзалом» в Санкт-Петербурге или в Нижним Новгороде, даже если он нам прямо об этом не сказал.

Информация о российских отелях в Яндексе наиболее актуальная, так как для большинства отелей сведения предоставлены управляющими компаниями и постоянно обновляются. Там, где владельцы отеля не следят внимательно за описанием, Яндекс собирает данные из нескольких источников, чтобы получить наиболее свежие и полные. В том числе мы просим специальных сотрудников проверять полученные данные с помощью обзвонов и даже посещений отелей для сбора информации и фотографирования объектов размещения.

Ну и сама возможность забронировать отель сразу после того, как его задал вопрос в поисковике, необычайно удобна, особенно в мобильном телефоне.

— Предполагается ли создание b2b-продукта для тревел-рынка?

— Сила Яндекса в работе с физическими лицами. Мы знаем, чего хотят пользователи, что и как они ищут, и умеем хорошо удовлетворять их потребности, поэтому сейчас мы будем концентрироваться на b2c-продукте.

— Есть ли в планах запуск аналогичного сервиса бронирования туров? Насколько интересен для Яндекса этот сегмент?

— Технологии дистрибуции пакетных туров до сих пор подразумевают большое количество ручной обработки заявок на стороне партнеров. Плюс неактуальные, примерные ценовые предложения и слабо масштабируемые, не готовые к большим нагрузкам, технологии поиска и выбора туров. Мы же хотим предоставить пользователям максимально удобный персонализированный сервис, основанный на современных технологиях. Поэтому не планируем возвращаться к пакетным турам до тех пор, пока туроператоры не проявят интереса к подготовке своих систем к полноценной дистрибуции туров через интернет.

— В заявлении компании говорилось о планах по выстраиванию работы напрямую с отелями. В каком формате это будет осуществляться?

— Мы приближаем процесс бронирования к пользователю, делая его более быстрым и удобным, для партнеров-отелей это означает повышение конверсии и снижение затрат на продвижение. Мы планируем и дальше улучшать функционал и экспериментировать с форматами и готовим платформу для подключения отелей к Яндексу напрямую, подробнее об этом мы сможем рассказать ближе к запуску.