ФАС не выявила необоснованного роста цен на проезд в плацкарте

Фото: АО «ФПК»

«Основания для антимонопольного реагирования отсутствуют», — говорится в сообщении службы.

В конце мая сообщалось, что ФАС в ответ на запрос Общероссийского объединения пассажиров о росте цен на проезд в плацкартных вагонах будет разбираться по каждому маршруту. О том, что билеты в плацкарт резко подорожали в летние месяцы, сообщала ранее газета «Известия». По информации издания, такие данные Общероссийское объединение пассажиров предоставило в ФАС. Объединение попросило антимонопольный орган проверить обоснованность роста цен на проезд в плацкарте.

При этом в четверг в ФАС отметили, что провели «анализ информации СМИ о росте цен на проезд пассажиров в плацкартных вагонах по 12-ти внутрироссийским направлениям на июнь-август 2019 года по отношению к маю 2019 года».

 Как указывает служба, были проанализированы показатели деятельности ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК», дочернее общество ОАО «РЖД») по следующим направлениям (туда и обратно): Москва — Адлер; Москва — Смоленск; Москва — Псков; Москва — Казань; Екатеринбург — Тюмень; Москва — Калининград; Новосибирск — Томск; Москва — Вологда; Москва — Ростов-на-Дону; Москва — Ижевск; Москва — Ярославль; Москва — Санкт-Петербург за период с 2017 г. по 1 июня 2019 г. (отдельные показатели по 1 сентября 2019 г. с учетом глубины продаж).

 «Перевозки пассажиров по вышеуказанным направлениям осуществляются ОАО «ФПК» в условиях конкуренции, в том числе с другими видами транспорта. Всего по 12 направлениям курсируют 400 маршрутов поездов, включая проходящие, которые обеспечивают свыше 40% пассажирооборота ОАО «ФПК». На направлениях Москва — Адлер; Москва — Казань; Москва — Калининград; Москва — Ростов-на-Дону; Москва — Санкт-Петербург развита конкуренция с авиасообщением. На направлении Москва — Санкт-Петербург — конкуренция с поездами «Сапсан» (Дирекция скоростного сообщения РЖД). Для пассажиров также доступны автобусное сообщение и выбор между проездом в плацкартных и купейных вагонах», — говорится в сообщении ФАС.

При этом, по данным службы, за период с января по май 2019 года предложение провозных емкостей в целом по ФПК не уменьшилось к 2018 году (40,4 млрд место-километров) «при некритичном снижении в плацкартном сегменте (25,3 млрд место-километров, или -1%)»; по вышеуказанным направлениям наблюдается аналогичная тенденция. «Уровень провозных мощностей на июнь-август 2019 г. не отклоняется от уровня 2018 г. Фактов ограничения предложения провозных емкостей как в целом по ОАО «ФПК», так и в сегменте плацкартных вагонов не выявлено», — отмечает ФАС.

В ФАС также указывают, что уровень спроса по вышеуказанным направлениям за период с января по май 2019 года на 3% опережает показатели предыдущего года. «На проезд в поездах, проходящих вышеуказанные направления, приобретено свыше 12 млн билетов, в том числе 8 млн билетов в плацкартные вагоны. Средний показатель использования вместимости (заполняемость мест) увеличился на +1% и составил 68%. Резкого роста спроса не зафиксировано», — подчеркивает ФАС.

Объем продаж на поездки в июне-августе 2019 года по состоянию на 1 июня 2019 г. увеличился на 3%. Заполняемость мест на июнь (количество проданных билетов к общему количеству мест) составила 54%, на июль — 40%, август — 26%, то есть свыше 60% мест на летние месяцы доступны в продаже по состоянию на 1 июня 2019 г. Продажи билетов между конечными пунктами по вышеуказанным направлениям в плацкартном сегменте на июнь-август 2019 года составили 303 тыс. билетов, что составляет 30% от ожидаемого объема продаж по итогам летнего сезона, то есть не менее 700 тыс. билетов (70% мест) доступны в продаже и, как ожидается, будут дополнительно выкуплены в течение июня-августа 2019 года. «Дефицита билетов в продаже не выявлено», — делают вывод в службе.

По данным ФАС, средняя доходная ставка (средний доход на 1 км пути с пассажира) по вышеуказанным маршрутам в плацкартном сегменте за январь-май 2019 г. составила 1,8 руб./пасс-км, что находится на уровне показателей 2018 г. Средняя расходная ставка составила 2,2 руб./пасс-км, что на 12% выше уровня 2018 г. Уровень доходной и расходной ставок находится в середине диапазона ставок, сложившихся в сфере перевозок пассажиров всеми видами транспорта. «Перевозка пассажиров в плацкартных вагонах остается убыточным видом деятельности для ОАО «ФПК». Компенсация убытков осуществляется за счет прибыльности сегмента купе и бюджетного субсидирования», — указывается в сообщении.

При этом применяемые тарифы на плацкарт не превышают предельно максимальный уровень, установленный приказом ФАС России от 21 сентября 2018 г. N1343/18, и проиндексированные на 2019 год на 3,9% тарифы, за исключением тарифов в фирменных поездах, в отношении которых решением ФПК применяется дополнительный повышающий коэффициент 1,5. «Применяемые ФПК дифференцированные по календарным периодам индексы не противоречат приложению N2 к приказу ФАС России от 21 сентября 2018 N1343/18.

«С целью повышения эффективности использования провозных емкостей ОАО «ФПК» вправе применять скидки к предельно максимальному уровню тарифов, устанавливаемому регулятором. Применение скидок компания осуществляет в рамках маркетинговых акций и утверждает их внутренними нормативными актами. В период с января по июнь 2019 года применялись скидки от 30% до 50% на места 34, 36 (последние места в «купейной» части плацкартного вагона) и верхние боковые места. Порядка 20% провозных емкостей в плацкартном сегменте предлагалось по сниженным ценам. За период январь-май 2019 года 193 тыс. билетов (14%) между конечными пунктами по вышеуказанным 12 направлениям были проданы со скидками до 50%. На поездки в плацкартных вагонах в отдельных поездах в июне 2019 года действуют скидки по акции. На поездки в июле-августе 2019 года в настоящее время скидки по акциям не установлены. Отсутствие информации о скидках на текущую дату не означает, что скидки не будут применяться в период июль-август 2019 года. Применение скидок обусловлено экономическими и социальными факторами и является правом компании-перевозчика, а не его обязанностью», — подчеркивает ФАС.

Как указывают в службе, порядка 78% билетов реализуется ФПК по прямым каналам (сайт РЖД и кассы) без наценок, 22% — через коммерческие кассы и интернет-агентства с учетом дополнительно взимаемых комиссионных/ агентских вознаграждений.

«Проанализировав эту информацию в сопоставимом виде, ФАС России не выявила факторов необоснованного резкого роста тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах на июнь-август 2019 года по отношению к маю 2019 года. Основания для антимонопольного реагирования отсутствуют», — говорится в сообщении.

При этом «с целью корректного сопоставления тарифов в плацкартном сегменте» ФАС России рекомендовала ФПК «доработать информационные ресурсы в сети интернет и официальном мобильном приложении таким образом, чтобы повысить информированность пассажиров о предложениях билетов со скидками».

«В связи с увеличением глубины продаж билетов с 45 до 90 дней, отсутствие информации о скидках по заблаговременно приобретаемым билетам не должно вводить пассажиров в заблуждение при сопоставлении стоимости проезда со скидками и полной стоимости, в том числе до возможного объявления перевозчиком скидок по маркетинговым акциям по мере приближения даты перевозки», — заключили в службе.