Греческие отели ужесточат условия работы после краха Thomas Cook

Разорение Thomas Cook нанесло сильнейший удар по туристической индустрии Греции, и его масштабы еще предстоит оценить, однако первые выводы делаются уже сейчас. Местные отельеры готовятся к пересмотру схем и условий работы с туроператорами, рассказали Profi.Travel эксперты греческого рынка.

Из-за практики отложенных платежей Thomas Cook компания покинула рынок с огромными долгами. В отдельных случаях период постоплаты достигал 90 дней — и это в высокий сезон. «Thomas Cook обычно платил два раза в год: в начале июля оплачивались размещения до конца июня, и в начале ноября — все остальные, так что большинство отелей не видели денег от Thomas Cook около трех месяцев, поэтому речь идет о колоссальных долгах», — пояснил Profi.Travel генеральный директор TEZ Tour Греция Димитрис Харитидис. По его словам, только критские гостиницы потеряли более 100 млн евро, а отели на Корфу — около 30 млн евро. Убытки других крупных курортов — Родоса, Коса, Салоник — до сих пор не озвучивались.

Греческий союз предприятий туризма призвал руководство страны объявить конкретные меры для поддержки турсектора. Единственное пока предложение властей — обнулить налог на туристический сбор. Эффект от такой меры, скорее всего, никто даже не почувствует. При этом доходы Греции от туризма составляют 56 миллиардов долларов — около 30% экономики страны.

Однако текущие финансовые убытки — только половина проблемы. Отели сейчас думают над тем, как им провести следующий сезон, при том что контрактинг на лето-2020 уже практически завершен. «Основная задача отельеров на текущий момент — определиться со стратегией на будущий год, — говорит генеральный директор Mouzenidis Travel Россия Александр Цандекиди. — Но объектов, пострадавших от Thomas Cook, очень много, и какой-то единой позиции по дальнейшей работе с туроператорами у них нет. Безусловно, они поменяют условия работы, но не в плане цен, а в плане условий оплаты — мы ожидаем серьезного ужесточения по срокам и графикам платежей. Все меньше отельеров будут соглашаться на постоплату».

«Огромное количество отелей осталось без контрактов. В настоящие момент целый ряд операторов: TUI, EasyJet Holidays, Jet2Holidays — заявляют о том, что они будут наращивать объемы, но они не смогут одномоментно компенсировать отсутствие 3 млн туристов, которых привозил Thomas Cook Group, — добавляет Димитрис Харитидис. — С другой стороны, это и хорошо, потому что это повысит маржинальность туроператоров и в целом оздоровит отрасль».

Российский рынок при этом может выиграть. Большинство операторов из РФ придерживаются более строгой платежной дисциплины по сравнению с европейскими коллегами, и сейчас это становится важным аргументом при выборе партнера. К тому же, учитывая избыток предложения, образовавшийся на греческом рынке после ухода Thomas Cook и то, что турпоток из Европы и без того заметно снизился, расширение на новые рынки выглядит логичным шагом. «Греческие отельеры сейчас с большим оптимизмом смотрят в сторону российского рынка, и я думаю, что контрактинг на 2020 год, который уже был завершен, теперь активно возобновится, — говорит г-н Цандекиди. — По крайней мере, в Mouzenidis Travel сейчас начинают поступать обращения от отелей, с которыми мы либо работали в ограниченном объеме, либо вообще не сотрудничали».

Кроме того, несмотря на требование жестких оплат, отели могут начать снижать тарифы, считает Димитрис Харитидис. «Для отельеров ситуация выглядит хуже, чем для туроператоров: они будут вынуждены отступить по цене, и это потянет вниз весь рынок», — рассказал он в беседе с Profi.Travel.