Как турагентствам подготовиться к новой юридической реальности

  • 8 апреля 2020 20:09
  • Автор:
    Антон Тримайлов
  • Время изоляции и ограничительных мер турагентствам стоит использовать для подготовки к возможным судебным процессам, для чего следует привести в порядок договорную базу и документы подтверждающие расчеты. Это позволит лучше подготовиться к изменениям в юридической плоскости, которые могут произойти в связи с пандемией коронавируса. Такое мнение выразил основатель юридической компании «Персона Грата» и омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма в г. Москве Георгий Мохов в рамках антикризисного интенсива Комитета по туризму города Москвы и Profi.Travel.

    «Задача турагентов в текущих обстоятельствах — максимально формализовать все взаимоотношения с контрагентами, партнерами и клиентами. Например, нужно обязательно проследить за наличием документов по расчетам, при необходимости подготовить сверку взаиморасчетов, „вытащить“ из личных кабинетов договоры, подтверждения бронирований или изменения условий, чтобы вы потом могли сопоставить свои фактические расходы и ваш честный турагентский статус», — говорит Георгий Мохов.

    При этом турагентам, по мнению эксперта, следует придерживаться юридической позиции, указывающей на агентский статус деятельности, в ходе переговоров с туристами относительно переносов и аннуляции заявок. ТА не должно принимать на себя обязательства ТО, выступать гарантом или лицом обеспечивающим исполнение обязательств и отвечать за оказание его услуг. Такая тактика позволит ТА снизить риски взыскания в случае судебных разбирательств.

    «Если вы турагент, то вы исполняете поручение туроператора и действуете за его счет. В том числе, вы исполняете его указания по возврату денег. Точно также, гарантийные обязательства по предоставлению тура может дать только туроператор — это не задача и не компетенция турагента», — добавляет эксперт.

    По этой же причине турагентству не следует выписывать от своего имени «ваучеры» на туры, отмененные из-за коронавируса. Это является прерогативой туроператора.

    В то же время, турагентства могут предпринять шаги по сохранению своего агентского вознаграждения в случае аннуляции туров.

    «Проблема в том, что реальные „комиссии“ не отражаются в договорах и не могут быть оправданы при расчете возвратов. Это давно сложившаяся практика и в будущем ее следует менять. Если вознаграждение турагенту уплачивает туроператор, невозможно включать „комиссию“ в состав фактических расходов турагента. — говорит Георгий Мохов. — В этом смысле правильнее будет сделать дополнительное соглашение к договору, в котором указать, что стоимость ваших услуг по консультированию и подбору тура у оператора, а также дополнительная выгода остается в вашем распоряжении. Можно сделать и соответствующее содержание договора, на будущее, но главное — турист должен согласиться с таким положением вещей и подписать соответствующий документ».

    Больше новостей и аналитики на тему распространения коронавируса из Китая.