Как выделиться, если все продают одно и то же?

Чем насыщеннее рынок, тем выше потребность у каждого конкретного участника выделяться на общем фоне. Однако, как считает бизнес-тренер Максим Чабаненко, в турагентском бизнесе такая логика работает не везде. Даже на очень конкурентном рынке с довольно ограниченным предложением ТА предпочитают конкурировать исключительно ценой. В результате они сами снижают свою ценность в глазах клиентов и приучают последних к постоянным скидкам.

Вместо этого, говорит Максим Чабаненко, стоит попробовать выйти из этого замкнутого круга и начать привлекать клиентов другими нематериальными преимуществами. Какими? Об этом Profi.Travel и поговорил с тренером.

Максим Чабаненко, бизнес-тренер, специализирующийся на туристической отрасли:

Проблема именно в том, что у многих турагентов в голове засел стереотип: мы все одинаковые, мы продаем одно и то же из одинаковых баз. Но двух одинаковых продавцов не бывает, и каждый продает по-своему, причем, как правило, то, что нравится в основном ему. Но из-за этого стереотипа агенты чаще всего и думают: сейчас я подберу клиенту уникальный отпуск, а он убежит за скидкой. И здесь вопрос надо задавать себе: а почему от меня уходят и почему меня воспринимают исключительно как подборщика, этакий «менеджер — лучший друг». Хотя реальных «скидочников» не очень много — около 10%, и точно нельзя сказать, что весь рынок такой.

В первую очередь стоит взглянуть с другой стороны на свое позиционирование и восприятие. Подавляющее большинство агентств являются многопрофильными: продают все для всех, и мало кто из них специализируется на конкретных нишах и выращивает экспертов по тому или иному продукту. Даже если спросить у них, кто является их целевой аудиторией, или попросить их назвать пять причин, почему нужно покупать именно у них, то уже это вызовет трудности. Поэтому начать нужно с поиска своей ниши и специализации в ней, чтобы агент мог сказать: «Мы самые крутые вот в этом».

Для начала проработайте клиентскую базу: поймите, кто эти люди, куда они ездят, на ком вы больше зарабатываете и так далее. Словом, отталкивайтесь от текущей ситуации на своем рынке. Второй шаг — накладывайте на это свою экспертизу: в чем вы хорошо разбираетесь, в чем разбираются ваши сотрудники, куда они ездят в рекламники.

Я уже много лет говорю, что необходимо выращивать своих экспертов по странам и направлениям либо по видам отдыха. Потому что если менеджер знает все по чуть-чуть, то клиент, который потратил хотя бы пару вечеров на предварительный сбор информации, зачастую приходит в агентство гораздо более подкованным, чем менеджер. А поскольку продукта появляется все больше и больше, тем более невозможно все знать глубоко.

Второе — проанализируйте свои технологии продаж. Это может быть поиск определенной «фишки» с точки зрения «как мы общаемся с туристами». Для примера, большинство клиентов, приходящих в офис, сидят за столом перед менеджером. При этом другие агенты с клиентом общаются в так называемой «мягкой зоне», где менеджер в расслабленной обстановке может снять с клиента все его запросы. А уже непосредственный подбор осуществляется на рабочем месте с компьютером.

Это простейший пример: на деле технология взаимодействия с туристом может быть любая, и сюда можно добавлять достаточно уникальные фишки. Кто-то привозит со всех своих рекламников эксклюзивные чай или кофе и угощает посетителей, кто-то — сладости. Словом, у каждого свое.

Еще один вариант — какой-то уникальное предложение или услуга. Никто не запрещает добавлять какие-то возможности даже в стандартный пакет, которые позволят турагенту уйти из поля сравнения по цене. Когда турист сравнивает цены на один и тот же пакет в нескольких агентствах.

И третий пункт — послепродажный клиентский сервис. Это любые бенефиты для туристов, которые позволят вам отличаться от коллег, будь то трансфер в аэропорт, или ваша собственная бонусная программа, личные поздравления или даже мелкие подарки из тех же рекламников. Это могут быть даже сборы каких-то VIP-клиентов на некие закрытые мероприятия — полет фантазии никто не ограничивает.

Важно, какими мотивами вы при этом руководствуетесь. Можно семье, отправляющейся на отдых, дарить набор надувных средств для плавания. И если вы это делаете с тем мотивом, чтобы у них отдых прошел замечательно — это одно. Но если вы это делаете как обязательство для них, чтобы они обязательно вернулись — это совсем другое, это уже именно обязательство со всеми вытекающими. Важно просто не врать себе, какую компанию вы строите. Если вы каждый день проклинаете клиентов, что они придираются и у них денег нет, то так оно и будет.

Приезжая в любые региональные города, я регулярно сталкиваюсь с тем, что многие турагенты считают турпродуктом пакетный тур на блоке мест из своего аэропорта вылета. И как только у вас в голове появляется такая мысль, вы попадаете в жесточайшее конкурентное поле, потому что это именно то, чем занимаются все в городе. И совершенно очевидно, что клиент при таких раскладах пойдет туда, где ему предложат меньшую цену.

Но если вы у себя в голове понимаете, что вы годами выращивали туристов, и у вас уже есть туристы, которые немного переросли этот пакетный тип отдыха, вы получаете большую свободу действий. Вы можете предлагать другие аэропорты вылета, можете самостоятельно собрать тур — это уже дает другое развитие как самого менеджера, так и клиентской базы агентства.

Для большинства ТА «продавать нечего» означает, что все блоки закрыты. Но как в туризме может быть ситуация, когда «нечего продавать»? Это же просто смешно.