Почему турбизнес против электронной путевки

Принятие в первом чтении законопроекта, предусматривающего внедрение обязательной и платной электронной путевки, вызвало резкую и однозначную реакцию на рынке – к Президенту обратились с совместным письмом два крупнейших объединения в турбизнесе. Отрасль приводит свои обоснованные доводы против опасной инициативы.

Напомним, в совместном письме АТОР и РСТ от 13 мая эти две крупнейшие организации в сфере туризма обратились к Президенту России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию, складывающуюся в связи с рассмотрением Госдумой законопроекта об электронных путевках Госдумой, а в случае его принятия – не допустить превращения проекта в закон, использовав свое право вето.

«Принятие закона, вводящего обязательное использование системы, в кризисный год многократно увеличит финансовое давление на отрасль, наиболее пострадавшую от последствий пандемии», – говорилось в письме.

«Вестник АТОР» разбирался, почему нынешняя инициатива законодателей выглядит более чем странно в глазах и турбизнеса, и регулятора.

ПРОТИВ ЗАКОНОПРОЕКТА И БИЗНЕС, И РЕГУЛЯТОР

Информационная система «Электронная путевка» (ИС ЭП) была разработана по заказу Ростуризма в 2017 г. Общие суммарные затраты госбюджета на ее создание достигли 485 млн рублей.

Тем не менее, несмотря на формальную «сдачу» заказчику, система не отвечала даже минимальным требованиям в части программирования и создания такого рода технических объектов и поэтому запущена в эксплуатацию не была. Эксперты выявили в ней массу системных ошибок, не позволяющих ее использовать исходя из целей, для которых она была создана – и, по имеющейся на данный момент информации, они не устранены – доработанной системы не представлено.

Последняя версия системы была доступна для ознакомления в конце 2017 года. После этого ее скрыли для доработки, но затем разработчик обанкротился. Системы в открытом доступе для тестирования всеми желающими нет и по сей день.

По результатам анализа, проведенного Министерством цифрового развития, существующая система технически не готова, имеет ряд существенных уязвимостей и недоработок, а также не соответствует требованиям информационной безопасности

То, что рабочей системы сейчас нет, подтверждает и регулятор рынка – Ростуризм. «По результатам обследований, которые были проведены Министерством цифрового развития, существующая система технически не готова, имеет ряд существенных уязвимостей и недоработок, а также не соответствует требованиям информационной безопасности», — говорится в официальном комментарии Федерального агентства по туризму (Ростуризма) от 24 апреля 2020 года.

Нынешняя попытка — опять вернуться к идее сделать обязательной использование нерабочего продукта резонно вызывает отторжение и у туроператоров – пользователей будущей системы.

Так, на ежегодном общем собрании туроператоров-членов АТОР, прошедшем 27 февраля в Москве, подавляющее большинство участников проголосовали против ее внедрения, поскольку она не решает ни одну из поставленных задач, в том числе не защитит туристов.

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА

Эксперты турбизнеса неоднократно отмечали, что с конца 2019 года не прекращаются попытки навязать рынку нерабочую версию системы, на этот раз уже с оператором в лице частной компании, не имеющим отношения к государству – АО «НТТ».

Выиграют от этого учредители и владельцы АО «НТТ». Ими являются в равных долях 4 частные организации: это ООО «Столыпин» (создано 22. 08.2017, место регистрации г. Саратов), ООО «Скиф», создано 24.04.2017, место регистрации г. Воронеж), ООО «Пальмиро» (создано 24.08.2017, место регистрации г. Мытищи) и АО «КРЭТ» (создано 19.02.2009, место регистрации г. Москва).

Проиграют от внедрения – государство и туристы. Очевидно, что инициаторы и лоббисты законопроекта, в котором содержится пункт о взимании платы с туроператоров за каждую «электронную путевку», рассчитывают, что АО «НТТ» будет стабильно зарабатывать на этом (в ущерб интересам туристов, для которых неминуемо подорожает каждый тур).

Напомним, сразу после подачи законопроекта профильный комитет Госдумы встречался с турбизнесом и принял во внимание мнение о недопустимости введения системы в эксплуатацию.

И турбизнес, и регулятор рынка – Ростуризм – выразили свою четкую позицию: сейчас нет никакой необходимости принимать решения о проектах, которые потребуют колоссальных средств как от бизнеса, так и от государства, и идут вразрез с позицией Президента Российской Федерации.

«В текущей ситуации Ростуризм выступает «категорически против любых инициатив, связанных с дополнительной финансовой и административной нагрузкой на туристическую отрасль, которая затем, очевидно, ляжет на плечи туристов», – такова позиция регулятора рынка, поддержанная турбизнесом.

Турбизнесу сегодня очевидно, что внедрение «Электронной путевки» в ее нынешнем виде не просто несвоевременно: сама идея ее устарела.

Напомним, что целями создания «Электронной путевки» с самого начала ее создания являлись цифровизация отрасли и обеление туроператоров и турагентов.

Разработчики также указывали, что система позволит присвоить уникальный идентификационный номер каждой проданной путевке, собирать и хранить данные о продаже турпродукта на всей территории России, оперативно проверять законность продажи туров, формировать статистическую отчетность. Так это виделось ее создателям в 2014-16 годах.

Целями создания «Электронной путевки» на этапе ее замысла и создания являлись цифровизация отрасли и обеление туроператоров и турагентов. Сегодня для достижения обозначенных целей у государства уже есть другие ресурсы и работающие инструменты, которые успешно применяются надзорными органами.

Возможно, в 2016 году эти цели были актуальны. Но с тех пор многое изменилось в цифровизации финансовых процессов, в том числе благодаря усилиям ведомства, возглавляемого до недавнего времени Михаилом Мишустиным. 

Но на текущем уровне информатизации страны и развития государственных информационных систем (ГИС) для достижения обозначенных целей у государства уже есть другие ресурсы и работающие инструменты, которые успешно применяются надзорными органами.

Так, обелению туристической отрасли успешно способствуют онлайн-кассы, которые сегодня применяют все туристические компании. Изменилось банковское и валютное законодательство, что увеличило заинтересованность предпринимателей в обелении.

В цифровизации бизнес-процессов туроператоры самостоятельно добились значительных результатов, и уже много лет предлагают туристам на своих сайтах различные электронные сервисы, в том числе и проверку статуса своего тура онлайн.

Сбором и анализом статистических данных, относящихся к туризму, успешно занимаются и государственные органы (Минэкономразвития, Ростуризм, Росстат, Центральный Банк, ФСБ РФ) и общественные объединения.

Более того, ситуация, которая сегодня сложилась с вывозом из-за рубежа россиян, которые застряли в других странах из-за прекращения авиасообщения, наглядно показала, что для решения даже этой проблемы система электронных путевок также не требуется. Хотя бы потому, что она никак не учитывает самостоятельных путешественников, а туроператоры и Ростуризм знают о количестве организованных туристов буквально все.

Проблему вывоза оказалось способно разрешить только взаимодействие различных государственных органов – в том числе и успешно осуществляемое сегодня с помощью работающей системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). И в отличие от электронной путевки, СМЭВ безопасна в отношении персональных данных туристов: нет никакого риска, что на всех углах будут предлагать базы данных с информацией о том, кто, куда, с кем и по какой цене поехал отдыхать.

Таким образом, обоснованного ответа на вопрос – зачем в этом наборе хорошо работающих инструментов еще одна система, к тому же платная, и почему ее стали «проталкивать» так настойчиво именно сейчас, когда это станет очевидным ударом по находящейся в кризисе отрасли, – по-прежнему нет.  

ВНИМАНИЕ:

 .

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram  .

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".