РБК: Системы бронирования билетов обязали хранить данные россиян в России

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее системы бронирования авиабилетов перенести в Россию сервера с данными перелетов россиян на внутренних рейсах. Об этом сообщает РБК со ссылкой на копию постановления, находящуюся в распоряжении издания. Новые требования коснутся, по меньшей мере, ГК «Аэрофлот» и S7, а также других компаний, которые используют Sabre и Amadeus.

Благодаря этой мере правительство хочет обезопасить информацию о передвижении россиян. Сейчас, по данным источника РБК, иностранные спецслужбы могут узнавать информацию о передвижениях россиян, в том числе чиновников и военнослужащих.

Согласно постановлению, перенос данных должен произойти не позднее 31 октября 2021 года. А для исполнения требований компаниям могут понадобится «сотни миллионов долларов», считает директор по экономике и финансам компании-разработчика НСБ и совладелец Biletix Александр Сизинцев.

«Архитектура глобальных иностранных систем не позволяет разделять хосты (базы данных). Они сделаны как единый центр по обработке заказов авиакомпаний со всего мира, и продублировать локальную версию системы может быть достаточно затратно», — рассказал Александр Сизинцев в беседе с изданием.

Также по словам эксперта, это будет длительный процесс, если ориентироваться на имеющийся опыт. Для перехода S7 с SITA на систему Amadeus понадобилось около двух лет, а «Аэрофлота» на американского провайдера системы бронирования — около трех лет.

По данным экспертов, стоимость переноса оборудования на территорию России может исчисляться сотнями миллионов долларов. И эти расходы авиакомпаниям придется зашивать с стоимость авиаперелетов. Могут быть и более серьезные последствия. В S7 (авиакомпания работает на Amadeus, входит в международный альянс One World) сообщили РБК, что новые правила могут привести к остановке компании. 

Переход на российские системы бронирования также не будет простым решением. Во-первых, на это может уйти до нескольких лет, как в случае с "Аэрофлотом", которому потребовалось более двух лет для миграции на Sabre. Во-вторых, отечественные системы не имеют функционала для работы с альянсами.

С иностранными разработчиками систем дистрибуции также работают "Якутия", "Уральские авиалинии" и другие крупные региональные перевозчики.