Стратегия развития туризма в РФ: что планируется сделать?

Сергей Галкин начал курировать туристическую отрасль вскоре после того, как Ростуризм перешел в ведение Минэкономразвития. С тех пор он не часто выступал на публичных мероприятиях, на которых бы подробно рассказывал о планах по развитию туризма.

Но сегодня на III ежегодной конференции «Туризм в России: развивая успех», организованной изданием «Ведомости», замглавы Минэка рассказал о том, как ведется работа над стратегией развития туризма в РФ, как будет изменяться подход к работе с регионами и какие условия благоприятствования создадут для инвесторов в туристскую инфраструктуру.

Читайте также: Над чем работает Ростуризм с новым руководителем

Основные пункты выступления Сергея Галкина — в конспекте Profi.Travel:

Сергей Галкин,
Заместитель министра экономического развития РФ:

 

О целях стратегии развития туризма

Стратегической целью для себя на данном этапе мы установили увеличение вклада туризма в ВВП. Сейчас эта цифра составляет около 3,5%, и с учетом структуры экономики эта цифра может вырасти до 6%. Но по мере формирования зрелости отрасли и увеличения притока инвестиций вклад в экономику может вырасти еще выше.

Дополнительными целями является рост турпотока, который должен возникать как в существующих и развитых точках притяжения, так и за счет раскрытия новых. Также одна из целей — рост инвестиций, как государственных, так и частных.

И еще одна цель — это войти в ТОП-10 дестинаций по версии UNWTO, и это напрямую связано с привлечением международных туристов в отрасль.

Что касается статистики, которая является одним из ключевых элементов анализа, то сейчас мы готовим подробную дорожную карту, которая предполагает в том числе введение вспомогательного учета по туризму, по аналогии с существующим во всех развитых странах. Это современные технологии и модели по мониторингу турпотока. Сейчас это все согласовывается с Росстатом, и этот тренд является одним из приоритетных.

В чем будет отличие от прежней стратегии?

Ранее существовала ФЦП по развитию туризма, которая подразумевала меры поддержки и предоставление средств регионам для создания туристско-рекреационных кластеров. Сейчас мы в принципе сохраняем эту логику: меры поддержки сохраняются, и они должны быть расширены.

Мы предлагаем добавить новый инструментарий: это и кредиты по сниженной процентной ставке, а также мы обсуждаем с Минфином возможность формирования специального налогового режима. Основная задача — сфокусировать ресурсы государства, регионов и бизнеса на ключевых проектах, чтобы это финансирование не размазывалось тонким слоем по всей территории, а концентрировалось на ключевых локациях.

Туризм будут развивать при участии других министерств

Еще один принцип, который заложен в нашей обновленной программе и который мы хотим проповедовать — это совместная межведомственная консолидированная работа. Пока мы начали с узкого круга участников, и Минэк совместно с Ростуризмом старается сформировать единую рабочую среду, собираемся в одном помещении и обсуждаем. В это взаимодействие мы также привлекаем Минтранс, Минстрой, со временем к нам должны будут присоединиться и регионы. Основная задача — сформировать проектную среду, в которой все понимают свои роли и задачи и работают на единую цель. Без прохождения этого важного этапа мы не сможем эффективно действовать в дальнейшем.

Ростуризм и Минэк — это не две структуры, а одна, и мы надеемся, что рынок со временем это увидит и поймет.

Работа с регионами будет строиться на новых принципах

Сейчас в новую ФЦП заложено около 22 млрд рублей. Цели программы — обеспечение инфраструктуры, образование и продвижение. Но программу еще планируется расширить.

Что касается мер поддержки в рамках предстоящей программы, то сейчас мы сформировали запрос по всем регионам с целью выявить реально существующие проекты, которые требуют той или иной поддержки. На основе этого мы, в том числе, Минэкоромразвития и Ростуризм будут судить о готовности и зрелости регионов, их способности работать с региональными и федеральными инвесторами. От этого мы будем отталкиваться с точки зрения понимания, где и какие компетенции у нас существуют и какие приоритеты нам нужно сформировать для себя с точки зрения развития регионов.

Здесь я хотел бы отметить, что мы хотим ужесточить требования к проектам и заявкам регионов. Это, прежде всего, требование времени, которое даст нам подняться на новую ступень в работе с проектами: чтобы мы не строили дороги ради дорог, а чтобы они работали на регион и проекты. В данном случае необходимо формирование региональных компетенций, дополнительного понимания, как работать с проектами, формировать операционные модели, расчеты. И мы понимаем, что сейчас не все регионы готовы это сделать, особенно те, где нет крупного сильного инвестора.

Совместно с Ростуризмом мы рассматриваем возможность формирования федеральной команды, которая будет помогать региону собирать эти проекты, помогать проходить межведомственную координацию, и, по сути, доводить эти проекты на инвестиционный уровень.

Что касается работы с административными барьерами, то у нас существуют определенные механизмы, в том числе рабочие группы. В частности, совместно с «Опорой России» мы проводили через них работу с детским туризмом. Тут разные ощущения. С одной стороны, детским туризмом все давно занимаются, но, с другой стороны, прорывных результатов там никто не отмечает. Но по итогам предложений, сформированных по итогам рабочих групп, мы надеемся, что будут сделаны определенные шаги вперед. И я надеюсь, что с помощью таких инструментов мы сможем преодолеть административные барьеры и в других сферах.

Определение целевых внешних рынков еще не завершено

Работа по формированию видения целевых рынков, на которых будет вестись продвижение российского турпродукта, еще продолжается. Соответствующие исследование уже сейчас проводит Ростуризм. Это определит маркетинговую стратегию и соответствующие механизмы продвижения. Это понимание будет приходить постепенно, и первые решения Ростуризм предложит нам в обозримом времени, а окончательно со стратегией мы определимся до конца года.

Прорыв отрасли без подготовленных кадров невозможен

В рамках работы по направлению «Кадры» мы активно изучаем несколько направлений. В первую очередь, это переподготовка кадров,

Но главная проблема сейчас, что нет какой-либо связи между программами обучения и реальными потребностями бизнеса. И наша задача — совместно с Министерством Просвещение договариваться о запросе, о профстандартах, которые смогут стать базой для тех или иных специалистов с определенными наборами компетенций.

Я знаю, что на данном этапе идет большая работа с рядом профильных вузов, и она находится в разной степени синхронизации. И хотелось бы, чтобы все учебные заведения понимали те задачи, которые следует решать. И я думаю, что в течение лета мы получим первые результаты.