Владелец S7: международных рейсов не будет еще год

  • 23 апреля 2020 12:21
  • Автор:
    Анна Щербина
  • Мировая авиация начнет восстанавливаться только через год, уверен основной владелец и председатель совета директоров S7 Group Владислав Филев. По его мнению, вторая волна пандемии неизбежна, а это значит, что запреты и ограничения вернутся, рассказал он в интервью «Коммерсанту» 23 апреля.

    По прогнозу Филева, пассажиропоток по окончании кризиса упадет примерно вдвое: со 120 до 60 млн пассажиров в год. «Тот, кто переживет кризис, тот и возьмет на себя то, что останется», — сказал эксперт. Он считает, что у авиакомпаний есть шанс выжить, но зависит он от очень многих факторов. «Авиакомпании никогда не умирают от того, что у них слишком мало самолетов,— всегда умирают от того, что их слишком много. И никогда не умирают от отсутствия прибыли. Они умирают, когда у них заканчивается кэш и их перестают заправлять», — пояснил он.

    Для того, чтобы сохранить объем воздушных перевозок на уровне 2019 года, российской авиаотрасли нужна господдержка в размере около $5 млрд, или 350–400 млрд руб. Однако сам Филев называет вероятность выделения такой суммы «близкой к нулю». По его мнению, объем помощи государства будет зависеть от того, какой уровень воздушного сообщения власти захотят сохранить в стране.

    «Государство тоже может принять правила, по которым будет поддерживать только одну авиакомпанию. Но в таком случае пусть оно объявит об этом открыто. Не так важно, кого именно будут поддерживать, но пусть правила будут», — сказал Филев. «Если государство скажет, что оно будет поддерживать один „Аэрофлот“, его пассажиропоток останется прежним: 50 млн человек. Остальным останется 10–20 млн человек, и здесь уже кто сколько отгрызет», — пояснил эксперт.

    Что касается цен на билеты — нынешних и посткризисных, — то их сложно предсказать. Сейчас авиакомпании отбивают только топливо, аэропортовые услуги и навигацию, не закладывая в стоимость билета лизинг и оплату труда. Если их прибавить, то цены придется повысить втрое, а это невозможно, «стране это не по карману», так что все будет зависеть от экономической ситуации и директив государства.

    В IATA согласны, что восстановление авиационного сектора будет долгим и болезненным, пишет Breaking Travel News. Несмотря на то, что одни эксперты ждут повышенного отложенного спроса и уверены, что люди начнут путешествовать, как только у них появится такая возможность, другие придерживаются обратного мнения, указывая на личные финансовые проблемы и надвигающуюся рецессию на фоне сохраняющихся опасений по поводу безопасности поездок. Согласно опросу IATA, около 60% респондентов готовы вернуться к путешествиям в течение одного-двух месяцев после окончания пандемии Covid-19, но 40% собираются подождать полгода и больше. Более двух третей опрошенных сказали, что будут вынуждены отложить поездки, пока их личное финансовое положение не стабилизируется.

    Примером такого развития событий может служить Китай, где внутренний спрос начал восстанавливаться, когда уровень новых случаев заражения Covid-19 упал до однозначных цифр. Конечно, с середины февраля и до первой недели марта наблюдался быстрый подъем, но при этом количество внутренних рейсов сократилось до 40% от уровня, предшествующего пандемии. Ожидается, что фактический спрос будет еще слабее, поскольку коэффициенты загрузки рейсов очень низкие.

    Подобной точки зрения придерживается и генеральный директор Delta Air Lines Эд Бастиан: по его словам, рейсы, которые до пандемии были заполнены на 80-90%, после нее загрузятся только на 65-70%, а на восстановление международного сообщения уйдут годы, пишет Skift. При этом Бастиан полагает, что количество путешественников премиум-класса возрастет, «люди как никогда раньше будут готовы заплатить за превосходное обслуживание», потому что «безопасность не будет ограничиваться безопасностью полета, важна будет и личная безопасность».

    Больше новостей и аналитики на тему распространения коронавируса из Китая.