Как выбрать велосипед на любой кошелёк. Советы и подсказки

В этой статье не рассматриваются серьёзные дорогие профессиональные велосипеды. Речь пойдёт о велосипедах стоимостью от 15 до 50 тысяч рублей. Сразу оговорюсь, что, если вы не уверены, что будете активно кататься на своём двухколёсном, не стоит покупать дорогой велик, лучше вообще одолжить на время у знакомых. И когда вы поймёте, что хотите своего коня, вы зададитесь вопросом: «Как нужно выбирать велосипед?»

1. Любой велосипед состоит из рамы и обвеса. Обвес — это переключатели, тормоза, рычаги и система трансмиссии. При выборе рамы абсолютно не стоит обращать внимание на бренд велосипеда. Ничего сверхъестественного там не придумали. Единственное, что важно в раме — это прочность и вес. Прочность вы проверите только на практике, но она почти всегда стандартна. А вот вес велосипеда всегда указывается в его паспорте. Чем легче — тем лучше. Самое главное — это обвес! Существует классификация по уровням: начальный, прогулочный, спортивный, полупрофессиональный и профессиональный (порядке возрастания качества). В первую очередь, уровень влияет на срок службы деталей и необходимую частоту обслуживания. Начальный обвес «магазинный» прослужит 1–2 сезона, при этом потребует постоянной регулировки и быстро износится и выйдет из строя. Спортивного же уровня хватит при той же интенсивности езды на 5–6 лет, а регулировка в первые 1–2 года вам вовсе не потребуется. Поверьте, что, сэкономив на обвесе, к концу первого же сезона вы постоянно будете испытывать дискомфорт из-за вечно разболтанного тормоза и нескольких нерабочих скоростей. Удовольствия в этом мало. Самое важное из обвеса — задний переключатель. Им вы будете переключать скорости регулярно и он в первую очередь должен служить максимально долго и надёжно. Любой велосипед дешевле 15000 рублей — это выброс денег. Вы или захотите вскоре от него избавиться, или вложите ещё 5–7 тысяч в замену быстро выходящих из строя дешёвых деталей.

2. Тип велосипеда. Основных 4: круизёр, городской, шоссейный и горный. Круизёры созданы для красоты, но не для езды. На нём можно разве только прокатиться по ровному идеальному асфальту на небольшое расстояние. Манёвренности никакой, весит много, скорость низкая. Городские велосипеды — это обычные велики без скоростей или с минимальным количеством вроде 3–4. На нём вполне можно передвигаться по городу и за городом. В нём минимум прибамбасов и ломаться практически нечему. Однако, обычно они совсем низкого качества, так что вы сразу поймаете на нём «восьмёрку» и получите повсюду музыкальное сопровождение в виде скрипа и треска. Хороший шоссейный велосипед развивает наибольшую скорость и очень мало весит. Его минус только в высокой стоимости, низкой проходимости из-за очень узких колёс и жёсткой раме, которая будет передавать привет пятой точке от каждой кочки. Оптимальным для повседневного катания является горный велосипед. У него хорошая проходимость, много регулировок и амортизация, сглаживающая неровности дороги. На нём можно проехать практически везде.

3. Самые распространённые колёс 26», 27,5» и 29». На мой взгляд, оптимальный 27,5, тк он едет быстрее 26» а в горку забираться проще, чем на 29».

4. Размер рамы. Многие пренебрегают этим параметром, и совершенно напрасно. Если рама не подойдёт вам по росту, вы будете испытывать постоянные неудобства. На короткой раме ваши руки и спина очень быстро устанут, а на длинной вы сильно потеряете в управляемости.

5. Двойные обода — очень полезная придумка. Наличие двойного обода позволяет избежать «восьмёрки» в первый же сезон. Такой обод искривляется только при серьёзном механическом воздействии.

6. Тормоза бывают механические V-brake, дисковые механические и дисковые гидравлические. Первые обычно ставят на бюджетные велосипеды. Устройство максимально простое: при нажатии рычага трос притягивает к ободам колодки. Но простота конструкции не всегда является минусом. Например, если вы гоняете по высокой траве, песку, лужам, лесу, корягам и т. д., хорошие V-brake могут выиграть у дисковых тормозов. Если в тормоза забьётся трава, вы просто вытащите её рукой и поедете дальше; если они намокнут, просто немного увеличится тормозной путь; если вы долбанули тормозом об дерево, поставить колодки на место, да и вовсе заменить не займёт у вас больше 10 минут и это будет легко сделать в полевых условиях. В дисковых же тормозах от песка будет хруст, от воды свист, а при поломке вам придётся здорово помучиться, особенно если это гидравлика и она дала течь. Если же вы катаетесь в стандартных условиях, можете смело брать любые дисковые тормоза. Они работают чётче, и отзывчивее реагируют на силу нажатия тормозного рычага. Служат они дольше и в регулировке нуждаются реже. Только убедитесь, что колодки на вашу систему есть в свободном доступе в магазинах.

7. Большее количество скоростей помогает регулировать тягу и добиваться максимального КПД. Всё как в автомобиле, чем тяжелее ехать, тем меньше скорость, и наоборот. Обычно встречаются модели от 15 до 30 скоростей. 2–3 скорости на передней звёздочке, остальные на задней. Для повседневного катания 15 скоростей вполне хватит, парочкой вы даже скорее всего никогда не воспользуетесь. Но если на дешёвом велосипеде много скоростных режимов, не обольщайтесь, они низкого качества и будут вас регулярно подводить. Выбирайте меньше скоростей, но лучшего качества.

8. Амортизация. У горных велосипедов всегда есть амортизация руля, которая здорово справляется с дефектами дорожного покрытия. Существуют и двух-подвесные велосипеды, у которых амортизатор есть ещё и под седлом. Не гонитесь за подобным наворотом. Двух-подвес реально необходим только при экстремальном катании по горным склонам и лесным ухабам. Это скорее для профессиональных спортсменов. В быту такой амортизатор только придаст лишнего веса и ухода за ним. Дело в том, что подседельный амортизатор усиливает раскачивание при езде, и этим самым скрадывает скорость. Ехать в горку на нём будет мучительно трудно. При прочих равных, велосипед только с амортизатором передней вилки будет ехать значительно быстрее. Если же вам всё-таки приспичило двух-подвесный велик, придётся потратиться, тк в дешёвых моделях он изначально отвратительного качества и служит скорее «цацкой» для красоты и крутости райдера. При покупке hard-tail (так называется велосипед с передним амортизатором), полезным будет функция блокировки, которая превращает раму в жёсткую конструкцию, что существенно облегчает подъём в гору.

9. Покупая велосипед «с рук», обязательно попросите владельца написать вам расписку, мол «я такой-то паспорт вот такой, продал тому-то велосипед такой модели и № рамы». Номер рамы — ключевое. Это поможет вам избежать неприятных ситуаций с полицией, если велосипед был украден. А покупая новый, обязательно требуйте договор или паспорт, где этот номер рамы будет указан (обычно он выбит на раме под педалями). Тогда при краже своего коня, вы сможете заявить в полицию и по вашему номеру рамы они будут искать пропажу.

Я всегда выбираю велосипеды на ЯндексМаркете

Зная необходимые вам параметры, вы просто проставляете их в фильтре справа и получаете подборку подходящих вам моделей. Это очень удобно! Начинайте всегда с установки максимальной цены, чтобы не обольщаться на недоступные по бюджету модели. Велосипеды из подборки добавляйте в сравнение, и получите удобную таблицу сравнительных характеристик всех велосипедов. Там уже методом исключения уступающих в каких-либо характеристиках моделей вы получите конкретную пару-тройку вариантов. «Ашан-байков» вы там не встретите. Такие велосипеды, продающиеся в продуктовых гипермаркетах — это тот ещё адовый адок))).

Предлагаю вам подборки лучших вариантов в рамках разных бюджетов (но помните, что в ЯндексМаркете есть не все существующие модели, это только предложение для тех, кто сам не может выбрать):

15000–20000 рублей

20000–25000 рублей

25000–30000 рублей

30000–35000 рублей

35000–40000 рублей

40000–50000 рублей

И напоследок: часто можно найти лучший по параметрам велосипед дешевле, чем уступающий ему в показателях. Это может быть связано с наценкой на бренд или свеженькой моделью этого года. Не ведитесь на подобные уловки. Велосипед — это средство передвижения, которое должно служить долго и надёжно, а не иметь красивую наклейку и последнюю дату выпуска.

Хороших вам вело-путешествий!